Что такое диагностика. Понятие технической диагностики Что такое техническая диагностика
Как и любой ремонт, начинается с диагностики. Надо установить, нет ли органических нарушений? Какая эмоция лежит в основе расстройства: вина, обида, страх? Кроме того, следует выяснить, нет ли признаков психопатии? Если мы на все вопросы получаем положительный ответ, то гипноз, как говорят врачи, «показан». Дальше – подготовка к работе.
Как говорил Суворов, «каждый воин должен понимать свой маневр» - пациенту предстоит излечиться с помощью гипнотерапевта, поэтому ему предстоит воспринять мои инструкции как руководство к действию. Это, кстати, самая важная часть процесса избавления от недуга, потому что многие думают, что они заплатили за то, что их будут «лечить». Иногда со смеху сдохнуть можно. На самом деле гипнотерапевт – это не больше, чем Вергилий, проводящий Данте по кругам ада. В конце концов, каждый пациент начинает понимать это, и на смену сибаритскому ожиданию приходит молчаливая собранность. Все, «клиент готов»! Приступаем к погружению.
Для терапевтических целей обычно используется «сомнамбулизм light» - средняя стадия гипноза (два балла по Каткову, уровень каталепсии век в индукции Элмана), но и этот уровень погружения потребует о вас отваги. Необходимо будет отрешиться от бытовых страхов на счет гипноза («превратят в зомби, поломают психику») и подумать, почему двухвековая практика применения гипноза в медицине не привела к лицензированию гипнотерапевтической деятельности? Ответив в себе на этот вопрос, подумайте о цели погружения в сомнамбулу. Вы хотите избавиться от психосоматического заболевания или просто испытать ощущение гипнотической нирваны? И то и другое – хорошо, но в первом случае надо быть готовым к тому, что на каком-то этапе возникнут знакомые симптомы. Ведь вы от них хотите избавиться? Тогда во время прослушивания записи придется не просто с ними мириться, но и удерживать и даже смаковать их. Это необходимо, чтобы во вскрытых вами вольных пластах психики начался процесс терапии.
С аудиозаписями обращайтесь вольно. Можно включать любую из них с того места, где можно отдаться нахлынувшим переживаниям: и рыдать взахлеб, и судорожно смеяться, и биться в истерики, и выражать мысли вслух. Можно использовать оба трека поочередно, переключаясь с первого на второй или наоборот, как только возникает какое-либо препятствие. Главное не забывать, что это не лечение, а «пробник» - игра в гипнотерапию. Гипносимулятор призван вызывать рекламно-пропагандистский эффект, чтобы вы стали более серьезно относиться к возможностям гипнотерапии. Поэтому сглаживание или даже полное исчезновение болезненных симптомов не должно вводить вас в заблуждение - вы просто получили возможность убедиться, что гипнотерапия вам показана. Теперь вы точно знаете, что вам стоит записаться на прием к живому специалисту, чтобы пройти полноценный курс лечения.
Удачи! Гипнотерапевт Геннадий Иванов.
Ликбез по гипнозу
Готовы набрать, остановитесь. Четко сформулируйте запрос. Пожалуйста, предварительно посмотрите статьи о гипнозе, дабы иметь ясное представление о явлении и быть может развеять страхи и мифы:
Отзывы, статьи о гипнозе на сайте medbooking.com
Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия
Лечение глубокого кариеса под гипнозом. Гипноанестезия & Самогипноз.
Обезболивание в гипнозе. Сверхглубокий гипноз. Гипноанестезия. Лечение зубов под гипнозом
Гипноз: отзыв о лечении офидиофобии (страха змей).
от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.
ДИАГНОСТИКА
греч. diagnostikos - способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.
ДИАГНОСТИКА
от греч. diagnostikos - способный распознавать] - 1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, содержание и методы исследования больного, а также принципы установления диагноза; 2) процесс распознавания болезни и изучения индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей больного, включающий в себя всестороннее медицинское обследование, анализ полученных результатов, их интерпретацию и обобщение в виде диагноза.
Диагностика
греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объем достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика – установление диагноза по принятому стандарту критериев определенного психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos – закон, thesis – положение, утверждение) – классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придается дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая – идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.
Диагностика
в клинической психологии) - идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены. Диагностический тест - любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. В психологии "диагностический" относится скорее к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Диагностическое интервью - распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения. Дифференциальная Д. направлена на определение того, какая из двух (или более) схожих болезней (расстройств, состояний, пр.) имеется у индивида. Диагноз психологический - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п. - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности. Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечал, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных. Важнейшим элементом Д. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему определенные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Именно поэтому второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Высший уровень - типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.
ДИАГНОСТИКА (от греч. diaqnostikos - способный распознавать) - когнитивная деятельность, состоящая в сопоставлении наблюдаемых признаков исследуемого объекта с системой априорно (нормативно) заданных эмпирических признаков с целью его идентификации и последующего проецирования на этот объект полученных ранее фактуальных и номологических знаний о нем или об однотипных с ним объектах. Объектом Д. всегда является единичная сущность (вещь, процесс или ситуация): клинический диагноз ставится не человеку вообще, а данному пациенту; заключение о состоянии финансовой дисциплины адресуют не организации как таковой, а определенной фирме или учреждению. Д. состоит в формировании когнитивного образа исследуемого (или искомого) объекта. Напр., собирая сведения о событии преступления, о людях, которые могли быть причастны к его совершению, следователь пытается «вычислить» на их основе индивидуальные «приметы» преступника, т. е. выстраивает его индивидуальный образ. Осматривая засохшее растение, ботаник заключает, что это магнолия, следовательно древесное растение с вечнозелеными листьями, душистыми цветами, и тем самым формирует его типологический образ. Специфика диагностического образа связана с исключительно важной ролью, которую в процессе его формирования играет априорное знание, т.е. такое, которое в качестве наличного, «готового» предшествует любому диагностическому поиску и канализирует его, предопределяя тем самым спектр возможных результатов этого поиска. На эту сторону познания обратил внимание уже Платон, полагавший, что наличие идеи квадрата, предданной уму человека, является обязательным условием восприятия им конкретной фигуры именно как квадрата. Аналогично механик должен предварительно изучить возможные причины сбоев в работе агрегата, чтобы затем осуществлять их Д.; физик не в состоянии распознать природу элементарной частицы, если ему не известны типовые характеристики ее «поведения» в экспериментальной ситуации. Конституирующим компонентом Д. является процесс идентификации. Известные на сегодня модели идентификации предполагают: а) истолкование объекта Д. как «пучка» его признаков; б) ранжирование всех признаков по основанию «наблюдаемый - ненаблюдаемый»; в) ранжирование наблюдаемых признаков по их информативной значимости - «специфический-неспецифический», «постоянный-непостоянный»; г) определение критериев качественного и/или количественного характера, позволяющих произвести идентификацию выстраиваемого образа с самим объектом, т.е. создание алгоритма идентификации. Те апостериорные признаки, по которым происходит идентификация, называют идентификационными. Роль идентификационных признаков - репрезентативная: по их наличию либо отсутствию у диагностируемого объекта судят о наличии либо отсутствии у него ноуменальных (ненаблюдаемых) признаков, характеризующих сущностное содержание этого объекта. В Д. индивидуальности идентификация наступает тогда, когда у исследуемого объекта обнаруживается признак или некоторая совокупность таких признаков, относительно которых диагносту изначально известно, что они присущи только искомому объекту. В типологизирующей Д. идентификация означает обнаружение у объекта комплекса признаков, специфицирующих его в качестве элемента одного из таксонов определенной систематики (вида растений, типа элементарных частиц, нозологической формы болезни, вида уголовных преступлений и т. п.). Мысленный переход от обнаружения идентификационных признаков у объекта к признанию наличия у него соответствующего комплекса ноуменальных признаков позволяет диагносту приобрести новое знание об исследуемом объекте. Врач, констатируя наличие у пациента «внешних» проявлений определенной болезни, связывает с ними ноуменальное ее содержание - возможную причину и механизм развития; по обнаруженным при осмотре места преступления следовым отображениям (рук, обуви, транспорта и т.п.) криминалист заключает о таких обстоятельствах события преступления, прямых свидетелей которых может и не быть; физик по оставленному элементарной частицей треку в камере Вильсона судит о ее энергии (по длине трека), заряде (по кривизне трека), о скорости (по числу капелек на единицу длины трека). Основные этапы (звенья) диагностического исследования таковы: 1) осмысление проблемной ситуации, определение предмета, цели и задач исследования; 2) поиск источников и выбор методов получения фактуальной информации, сбор диагностически значимых исходных данных об объекте исследования; 3) первичная интерпретация полученной фактуальной информации и построение на этой основе нескольких предварительных диагнозов; 4) поиск дополнительных фактов об объекте, исключающих все диагнозы, кроме одного-двух наиболее правдоподобных; 5) критическая оценка оставшихся диагностических гипотез и выбор наиболее обоснованной из них в качестве окончательного диагноза. В целом данная последовательность воспроизводит хорошо известную закономерность научного поиска, за исключением одного: типовое содержание фактов, состав объяснительных гипотез и диагнозов, методы и средства исследования берутся диагностом из арсенала априорного, нормативно заданного предметного и методологического знания, а не изобретаются им самим. Методологическую основу Д. составляют принципы познания целого по его части, причины - по ее действию, внутреннего - по внешнему. Логической основой Д., т.е. механизмом включения объекта в таксон, проецирования ноуменального знания на объект и т.п., является умозаключение (вывод). Непосредственная цель Д. состоит в построении адекватного образа объекта в границах избранного предмета исследования. Такой образ в медицинской терминологии называют диагнозом. Диагноз ориентирован на сугубо практические задачи; описание и оценка состояния объекта, причин и динамики структурно-функциональных изменений в нем позволяют принять соответствующие управленческие решения, произвести рациональные преобразования в этом объекте, изменить его положение и роль в окружающей среде. Природа Д. как универсальной эпистемической практики выявляется при соотнесении Д. и научного исследования. Диагност, встретив незнакомый объект, сначала пытается осмыслить его в системе теоретического и эмпирического знания, методологического инструментария, которые успешно использовались ранее. Но все это лишь шаг к тому, чтобы вплотную приблизиться к границе неведомого, точно определить, что именно и почему не может быть интерпретировано (понято, оценено) в границах прежних знаний. Поэтому успешная Д. предполагает обширные познания в соответствующей области науки, систематичность и логическую строгость ума, способность применять стандартные правила и алгоритмы к конкретной ситуации. Научное исследование также немыслимо без этих качеств, однако они должны сочетаться с критичностью ума, развитостью воображения и интуицией. Для науки более характерна интенция, противоположная диагностике: исследование единичных объектов подчинено задаче выработки нового теоретического знания. Это не означает, что Д. имеет исключительно нетворческий, рутинный характер. Когда некоторый образец, или стандарт, проецируется на конкретный единичный объект, требуется творческое усилие, сопряженное со способностью так переосмыслить ситуацию, чтобы усмотреть в единичном, случайном и изменчивом - общее, закономерное и устойчивое (И. Кант называл этот креативный акт способностью суждения). В научной и философской литературе широко представлены исследования по дисциплинарным (отраслевым) Д. - медицинской, психологической, социологической, криминалистической, технико-инженерной и т.п. Однако преимущественно прикладной характер этих исследований и их слабое философское осмысление не позволяют аккумулировать полученные в них позитивные результаты, транслировать их на другие отраслевые Д. Эту задачу призвана решать философская теория Д. Е.А. Кроткое, Т.В. Носова Лит.: Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984; Горелик А.Л., Гуревич И.Б., Скрынкин В.А. Современное состояние проблемы распознавания. М., 1985; Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М., 1993; Дубровин СВ. Методологические аспекты криминалистической диагностики. М., 2002; Кроткое ЕА., Царегородцев Г.И., Афанасьев ЮМ. Рациональная медицина: универсальные алгоритмы врачебной диагностики. Белгород, 2004; Кроткое Е.А. Диагностическое познание. Белгород, 2006; Кроткое Е.А., Носова Т.В. Диагностическое познание // Эпистемология & философия науки. 2006. Т. X. № 4; Soumelidis A., Nagy I., Kiss К. and Piacsek I. Knowledge representation and diagnostical inference in PWRa using structural and functional information, Proc. Of IAEA Specialists´ Meeting on «Early Failure Detection and Diagnosis in Nuclear Power Plants - Systems and Operational Experience» (Dresden, GDR), 1989, P. 284-294; Nagy I., Soumelidis A. and Bokor . Knowledge representation and inference in noise diagnostic expert systems, Symposium on Nuclear Reactor Surveillance and Diagnostics (Gatlinburg, Tennessee), 1991. SMORNVI. P. 62.02-62.12
Термин «диагностика» произошел от греческого слова «diagnostikos», что означает - «способный распознавать». Понятие диагностика широко используется в самых различных областях человеческих знаний. Например, в медицине, технике, психологии. О том, что такое диагностика с точки зрения этих наук и для чего она нужна нужна, и пойдет речь далее.
Для чего нужна диагностика
Общий смысл диагностики как понятия одинаков во всех науках и выполняет ряд следующих функций:
- всестороннее изучение предмета (например, работы организма человека, технических механизмов, устройств, систем, психологических процессов и т.д.);
- выявление отклонений, дефектов (например, в жизнедеятельности человека, работе машин и т.д);
- предсказание возможных отклонений (например, в развитии организма, человеческой психики, в режиме работы механизмов);
- разработка и усовершенствование различных методов и средств обнаружения дефектов.
Ряд вышеперечисленных понятий и есть то, для чего нужна диагностика в целом. В каждой отдельной науке есть свои собственные функции и методы диагностики.
Что такое медицинская диагностика
Медицинская диагностика - это наука о методах выявления болезней для установления правильного диагноза и назначения верного лечения. Современная медицинская диагностика строится на множестве методов, самыми достоверными из которых являются:
- Лабораторные анализы крови. По ним врач может узнать о существовании некоторых заболеваний и воспалительных процессов в организме человека, получить данные о количестве содержания тех или иных веществ в крови.
- Кардиография. Этот метод диагностики представляет собой разовый или суточный мониторинг работы сердца.
- Гастроскопия. Этот метод помогает выявлению различных заболеваний ЖКТ: язвы желудка, патологии кишечника и других.
- МРТ (магнитно-резонансная томография) способствует выявлению многих заболеваний на самых ранних этапах их развития.
- УЗИ органов может оценить правильность развития плода при беременности, а также определить состояние различных внутренних органов.
- Рентгенография помогает врачам выявить различные травмы или хирургические патологии.
- Эндоскопия позволяет избежать травматической операции при сборе необходимых материалов для анализов из внутренних органов.
Подробнее о том, какая бывает диагностика с точки зрения медицины можно прочитать в разделе на нашем сайте .
Что такое техническая диагностика
Техническая диагностика — это главная часть технического обслуживания. Ее основная задача — обеспечение эффективной и безопасной работы какого-либо технического объекта. Более полное представление о том, что такое техническая диагностика можно получить, изучив ее основные функции, к которым относятся:
- оценка технического состояния;
- выявление места нахождения различных неисправностей;
- прогнозирование остаточного ресурса;
- наблюдение и регистрация технического состояния объекта.
Проведение технической диагностики помогает сократить затраты на ремонт и избежать вынужденных простоев в работе машин и механизмов.
Что такое психологическая диагностика
Психологическая диагностика разрабатывает теорию, принципы оценки и измерения психологических особенностей личности. То, для чего нужна диагностика в психологии, подскажут области ее применения. К ним относятся:
- подбор и отбор персонала, профориентация, управление персоналом;
- выявление наилучших способов обучения и воспитания детей;
- составление прогноза социального поведения людей;
- проведение судебно-психологической экспертизы;
- оказание психологической и психотерапевтической помощи;
- клиническая (оценка психологического состояния человека во время амбулаторного лечения, на приеме врача или при оказании скорой медицинской помощи).
Кроме вышеперечисленных видов диагностики, существуют и другие (например, экономическая, педагогическая), основные принципы которых можно понять, зная то, что такое диагностика в широком смысле слова.
Эхоэнцефалоскопия (ЭхоЭС, синоним - М-метод) - метод выявления внутричерепной патологии, основанной на эхолокации так называемых сагиттальных структур мозга, в норме занимающих срединное положение по отношению к височным костям черепа. Когда производят графическую регистрацию отражённых сигналов, исследование называют эхоэнцефалографией.
Эхокардиография является наиболее важной методикой в диагностике различных структурных и/или функциональных изменений сердца. При эхокардиографии точно отображаются анатомические детали, имеется возможность измерить структуры сердца, а их движения четко прослеживаются на всем протяжении сердечного цикла.
Эпидуральная анестезия выключает все виды функциональной активности нерва: моторную, чувствительную и вегетативную. В отличие от спинальной, при которой раствор местного анестетика смешивается и разбавляется спинномозговой жидкостью, при эпидуральной анестезии oн распространяется по эпидуральному пространству, часть его покидает спинномозговой канал через межпозвоночные отверстия, что делает распространение эпидуральной анестезии не всегда предсказуемым.
Желудочно-кишечное кровотечение - вторичное патологическое состояние. Наиболее распространенными причинами кровотечений из верхних отделов желудочно-кишечного тракта являются хроническая язва желудка или двенадцатиперстной кишки. В последние годы количество пациентов, госпитализированных по поводу язвенной болезни, в значительной степени снизилось, однако количество пациентов с кровоточащими хроническими язвами остаётся неизменным.
При выполнении эндоскопии пищевода в шейном отделе пищевода продольные складки слизистой оболочки соприкасаются своими вершинами. Расправить складки и осмотреть слизистую оболочку этого отдела удается лишь при интенсивном нагнетании воздуха, добиться полного расправления складок трудно. В тот момент, когда пищевод легко расправился под действием воздуха, можно констатировать, что конец эндоскопа достиг грудного отдела пищевода.
Двухэтапная полипэктомия используется также при множественных полипах. При благополучном течении операции и хорошем состоянии больных можно стремиться к одномоментному отсечению и извлечению всех полипов (до 7-10). Но если больные плохо переносят введение эндоскопа, то можно удалить 3-5 полипов, а через 2-3 дня повторить операцию.
Эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография представляет собой комбинацию эндоскопии (для обнаружения и канюлирования ампулы фатерова соска) и рентгенологического исследования после введения контрастного вещества в жёлчный и панкреатический протоки.