Mazda 3 2 поколение рестайлинг. Лучше с «автоматом»

Второе поколение авто Мазда3 японцы выпустили в 2008 году. Через четыре года они представили публике рестайлинговую версию этого поколения. После её осмотра и изучения автокритики сошлись во мнении, что это, пожалуй, самый удачный рестайлинг из всех поколений и моделей автомобилей Мазда.

Как у , так и у наружные изменения затронули колёсные диски, «морду» автомобиля (здесь изменились радиаторные решетки и бампера) и бока на которых появились дополнительные рёберные линии, придавшее автомобилю визуальную стремительность.

Все эти перемены были продиктованы новым принципом дизайна, именуемого как Nagare, что в переводе значит «стремительный водный поток».

Все эти внешние изменения заметно повлияли на аэродинамические качества автомобиля. Сегодня показатель аэродинамического сопротивления составляет 0,29 для хэчбека, а для седана – 0,27.

Оба автомобиля получились очень «дружелюбными». Такой характер у них создала особая форма радиаторной решетки, напоминающая улыбку. Но, несмотря на много общих черт, эти автомобили совершенно разные. Если модель Мазда3 в кузове седан выглядит по-деловому, то хэтчбек Мазда3 стоит ближе к ряду спортивных автомобилей. А уж если только взглянуть на … Все колебания отпадают сами собой.

Салон автомобиля тоже имеет в своём исполнении спортивные нотки. Всё внимание к себе приковывает место водителя с красивым трёхспицевым рулём в центре панели. Он имеет возможность регулироваться, как по высоте, так и по вылету. Из-за увеличения мощности электрогидроусилителя управлять автомобилем стало ещё легче, но прозрачность руля не пострадала. Mazda 3 молниеносно реагирует на поворот рулевого колеса изменением направления движения. Но даже при резких манёврах кузов автомобиля остаётся стабильным – крен почти не чувствуется. Этого удалось достигнуть, увеличив жесткость кузова на кручение, а также благодаря переработанной многорычажной задней подвески. При такой резвости стала очень полезной система мониторинга мёртвых зон. Она подает световую индикацию на зеркалах автомобиля и дополнительно сигнализирует звуком, если водитель вдруг решил перестроиться в соседнюю полосу, занятую другим авто. Положительным в ней также стало и то, что она не реагирует на неподвижные объекты, например, дорожные знаки или отбойники.

Редуктор руля крепиться к подрамнику в трех точках вместо двух (как было раньше). Это позволило разработчикам использовать в этом механизме более мягкие втулки и понизить уровень вибрации, которую вызывали неровности дороги на рулевом колесе. Колодцы спидометра и тахометра, кожаная накладка на рулевом колесе, хромированная отделка приборов и элементов управления – всё говорит о спортивном стиле. Дизайнеры также изменили подсветку приборов с красного цвета на белый. По их мнению, это положительно воздействует на внимательность водителя.

Очень порадует качество отделки и материалов салона – оно на достаточно высоком уровне. На 60 мм увеличили высоту рычага коробки переключения передач и немного изменили его положение, как следствие, он стал удобнее ложиться в руку. Свободное пространство вокруг педали газа увеличили на 15 мм, в результате чего по ней стало легче попадать. Педаль тормоза стала немного выступать над остальными. Это может слегка помешать при экстренном торможении. И нога вместо моментального нажатия на педаль будет цепляться за неё при перестановке с педали газа. Но опять же – всё это дело привычки.

Размеры автомобиля немного увеличились. Седан Мазда 3 стал длинее на 90 мм, а машина в кузове хэтчбек – на 55 мм. Тем не менее, это увеличение не отразилось на изменении размеров салона автомобиля, так как колёсная база осталась прежней – 2640 мм. Сколько стоит Мазда3 зависит от комплектации этих автомобилей. Как на седан, так и на хэтчбек Мазда 3 цена начинается от $ 20 000 и доходит до $ 29 000. На нашем рынке седан Mazda 3 предлагается с тремя комплектациями: Direct, Touring и Touring Plus. Два варианта двигателя 1.6 и 2.0 литра комплектуются автоматической коробкой передач, но двигатель объёмом 1.6 может быть также укомплектован механикой. Что касается хэчбека, то тут ситуация интереснее - с двигателем объёмом 1.6 литра с АКП он имеет целых пять комплектаций на выбор. Привод у Мазда3 только передний, а дизельных моторов для российского рынка не предлагается.

У автомобиля Мазда3 комплектации меняются в зависимости от нафаршированности автомобиля теми или иными электросистемами. Если в базе доступны только электростеклоподъёмники передних стёкол, то в максималке Touring Plus есть уже электроподъёмники всех стёкол, электроприводы с подогревом боковых зеркал, складывание зеркал и обогрев лобового стекла и передних сидений. Дополнительно существуют некоторые различия в аудиосистеме, климат-контроле и т.д.

Радует то, что у автомобиля Мазда 3 комплектации и цены не влияют на уровень безопасности водителя и пассажиров. Все шесть подушек безопасности, система включения аварийной сигнализации при экстренном торможении, крепления для детского сидения уже предусмотрены в базовой комплектации. Кузов Mazda 3 тщательно продуман и с точки зрения пассивной безопасности.

Еще одна полезная система называется i-stop. Её задача автоматически выключать двигатель автомобиля во время остановки. Эта система дала возможность снизить потребления топлива на 10 %.

После такого обзора можно смело утверждать, что у автомобиля Мазда3 стоимость ни сколько не завышена. Возможно, это продиктовано тем, что всё-таки этот автомобиль больше позиционировался как молодежный вариант. Хотя как мы уже не раз убеждались и на других моделях компании – японцы не терпят однозначности. В их моделях сочетается спорт и элегантность, спокойствие и стремительность. Это позволяет их автомобилям сохранять устойчивую популярность среди автолюбителей всех возрастов, полов и национальностей. А у миллионов людей, которые уже стали владельцами автомобиля Мазда3 отзывы о нём только положительные.

16.11.2016

До появления на рынке Мазда 3, многие ругали автомобили «Mazda » за безликий дизайн, но в конце 90-х компания резко поменяла свой имидж, и в облике машин появился спортивный стиль. Первое поколение модели (в народе «Матрешка») – было самым популярным автомобилем в своем сегменте, и чтобы заполучить эту машину новой, многим приходилось ждать свою очередь не один месяц. Для многих автолюбителей «матрешка» является неплохой альтернативой БМВ, которая безусловно стоит намного дороже, так как в данная модель также сочетает в себе некий налет спортивности и утилитарное удобство. Подержанных вариантов Мазды 3 на вторичном рынке достаточно много, как правило, все они уже не в идеальном состоянии. Так, на что нужно обращать внимание, чтобы не купить кота в мешке? В этом сейчас и попробуем разобраться.

Немного истории:

В 2003 году, после долгой и славной истории 323, 626 и других моделей, компания «Mazda» пошла на кардинальные изменения. Из прежних названий было выброшено все лишнее, в результате названия моделей стало простым и лаконичным «Мазда 3», « » и т.д. Мало кто из владельцев знает, что данная модель, построена на одной платформе с , а на родине ее называют «Mazda Axela». На обозрение публики, новинка была представлена в 2003 году, в этом же году с конвейера сошел первый серийный автомобиль. Спустя три года после старта продаж был проведен незначительный рестайлинг. В 2009 году производитель представил второе поколение авто. Рестайлинговая версия этого поколения была показана в марте 2011 года на автошоу в Женеве. Спустя два года, в июне 2013 года, в Австралии состоялась официальная презентация третьего поколения модели.

Мазда 3 выпускается в двух типах кузова – седан и хэтчбек, существует также и спортивная модификация хэтчбека — Mazda speed 3/Mazda 3 MPS (Mazda Performance Series). Первое поколение выпускалось с 2003 по 2009 год, второе поколение с 2009 года по 2013 год. Продажи третьего поколения стартовали в конце 2013 года, в этом же году производитель начал комплектовать все свои автомобили иновационными, экономичными двигателями «Skyactiv»

Достоинства и недостатки Мазда 3 с пробегом

«Матрешку» любят молодые водители, а значит, при покупке нужно искать следы аварий, обратите внимание на все болты и гайки крепления кузовных деталей, на них должна быть заводская краска, без следов откручивания. Металл кузова очень тонкий, как в прочем и лакокрасочное покрытие, поэтому царапины, сколы и вмятины для этого автомобиля нормальное явление. Куда больше недовольства владельцев Мазда 3 вызывает, небольшая толщина стекол, данный факт приводит к появлению сколов и трещин даже при попадании в стекло небольшого камешка. Проверяйте заводскую маркировку на всех стеклах, скорее всего, у Вас будет повод поторговаться. Противотуманные фары от перепада температуры растрескиваются, чтобы этого не произошло, многие собственники не включают их в дождливую и туманную погоду.

Силовые агрегаты

Гамма моторов для рынков СНГ состояла из двух бензиновых четверок объемом 1.6 (105 л.с.) и 2.0 (150 л.с.). Модификация 1.6 была доступна с пятиступечатой механикой или четырехдиапазонным автоматом. Первых три года, с мотором 2.0 в паре шла только механическая трансмиссия, после рестайлинга в 2006 году, пятиступенчатую механику заменили на шестиступечатую, а в 2008 году появилась альтернатива механической коробке передач, в виде пятиступенчатой АКПП. Для любителей позажигать доступна заряженная версия MPS, под капотом которой установлен турбированный мотор 2.3 (260 л.с.).

Как показал опыт эксплуатации, моторы надежны и не требуют к себе особого внимания, но только на машинах с пробегом до 150000 км. Затем начинается приличный износ всех четырех цилиндров, а к 150-250 тыс. км может потребоваться дорогостоящий ремонт двигателя. Многие собственники автомобилей, с пробегом более 100000 км, жалуются на повышенный расход топлива, в городе расход двигателя 1.6 может составлять 13 литров на 100 км пробега, а на моторе 2.0 – 15-16 литров на сотню. Перед покупкой Мазда 3 поинтересуйтесь у владельца, как давно менялся топливный фильтр, дело в том, что фильтр меняется в сборе с бензонасосом, удовольствие это не из дешевых (около 300 у.е.). Оба мотора оснащены цепным приводом ГРМ, ресурс цепи и натяжителя не превышает 150000 км пробега. Перед покупкой автомобиля обязательно проводите полную диагностику двигателя, так как очень часто эти автомобили не обслуживаются должным образом.

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия надежна и вынослива, а вот пятиступенчатая механика, при пробеге ближе к 100000 км, может преподнести сюрприз. Спортивный нрав этого автомобиля, особенно с двухлитровым мотором, приводит к быстрому износу синхронизаторов механической коробки передач, как результат, передачи включаются не четко, особенно третья и четвертая. Перед покупкой обязательно проверьте как включаются все передачи в движении.

Ходовые часть Мазда 3

Жесткая подвеска и острое рулевое управление придает Мазда 3 еще больше спортивных повадок и привлекает любителей позажигать. Поэтому, к диагностике подвески нужно отнестись очень серьезно. Подвеска «матрешки» имеет редкую, как для автомобиля гольф класса, конструкцию – спереди МакФерсон, сзади многорычажка. Благодаря тому, что данная модель построена на одной платформе с Форд Фокус многие детали ходовой этих автомобилей взаимозаменяемые, и это считается большим плюсом, так как выбор запчастей на Фокус больше, стоят они немного дешевле и ни чем не уступают по надежности.

Чаще всего, в подвеске приходится менять втулки и стойки стабилизатора, раз в 30-40 тыс. км, ступичные подшипники и салентблоки рычагов живут 50-70 тыс. км. Задние амортизаторы, в среднем, служат 60-70 тыс. км, передние – 70-90 тыс. км. Шаровые опоры, ШРУСы, опорные подшипники, рулевые наконечники при бережной эксплуатации могут продержаться до 100000км. При периодическом обслуживании нужно обращать внимание на нижние крепления стабилизатора поперечной устойчивости, так как они достаточно быстро разбалтываются.

Рулевое управление – одно из самых слабых мест «трешки», как показал опыт эксплуатации, практически на всех автомобилях возникают проблемы с усилителем руля, как гидравлическим, так и электрическим. Поэтому поводу производителю приходилось проводить отзывную кампанию. На машинах с гидроусилителем, в основном выходил из строя насос гидроусилителя, на электроусилителе, часто происходит сбой в электронике, в результате, система отключается. Сигналом для беспокойства послужат тяжелый руль и посторонние звуки при полностью вывернутых колесах. По Vin номеру можно проверить устранялась ли данная проблема по гарантии.

Салон

Внешне салон Мазда 3 выглядит достаточно современно, но дешевый пластик немного портит впечатление об этом автомобиле. Несмотря на благородное японское происхождение, в салоне, со временем, появляются сверчки. Слабая шумоизоляция считается одним из слабых мест модели, так, при движении, в салоне отчетливо слышны все шумы от дороги, а в дождливую погоду собственники сравнивают машину с моторной лодкой, так как к шуму добавляется плеск воды в колесных арках.

Итог:

Мазда 3 рассчитана на молодых и активных автолюбителей, при разработке машины главный акцент был сделан на дизайн, управляемость и динамические характеристики автомобиля. Что касается надежности, то проблемы конечно есть, но попробуйте назвать хоть один автомобиль, у которого в возрасте 8-10 лет их нет.

Если Вы являетесь владельцем данной модели автомобиля, пожалуйста, опишите проблемы, с которыми Вам пришлось столкнуться за время эксплуатации авто. Возможно, именно Ваш отзыв поможет читателям нашего сайта при выборе машины.

С уважением, редакция АвтоАвеню

Новая Mazda 3 была спроектирована на «глобальной» платформе Ford C1 - такой же как у машин и . Типов кузова было два - седан или пятидверный хэтчбек. На местном японском рынке машина имела название .

На российском рынке Mazda 3 продавалась с двигателями 1.6 (105 л. с.) и 2.0 (150 л. с.), четырехступенчатый «автомат» вместо пятиступенчатой механической коробки передач предлагался за доплату только в паре с 1,6-литровым мотором. Под капотом у «горячего» хэтчбека MPS стояла 2,3-литровая «четверка» с турбонаддувом, развивающая 260 л. с., коробка передач была только механической, шестиступенчатой.

В странах Европы автомобиль также имел модификацию с бензиновым мотором 1.4 (84 л. с.) и варианты с турбодизелями объемом 1,6, 2,0 и 2,2 мощностью 109–185 л. с. В США и Канаде покупателям «трешка» предлагалась с двигателями 2.0 (144–148 л. с.) и 2.3 (151–156 л. с.), а турбированная 260-сильная версия называлась Mazdaspeed3.

Всего до 2009 года было выпущено около 2 миллионов автомобилей Mazda 3.

2 поколение (BL), 2009–2013


Второе поколение автомобиля, дебютировавшее в 2009 году, сохранило платформу и общую архитектуру кузова от предыдущей модели, но получило новые дизайн и интерьер. Седаны и хэтчбека стали чуть крупнее, но при этом их масса уменьшилась.

В России Mazda 3 предлагалась с бензиновыми моторами 1.6 и 2.0 (105 и 150 л. с. соответственно) в паре с механическими или автоматическими коробками передач. Позднее появился заряженный хэтчбек Mazda 3 MPS, оснащенный двигателем 2.3 с турбонаддувом и непосредственным впрыском, развивающим 260 сил.

На европейском рынке также были модификации с турбодизелями объемом 1,6 или 2,2 (109–185 л. с.) и с двухлитровым бензиновым мотором с непосредственным впрыском. А американские покупатели могли выбирать из бензиновых двигателей объемом 2,0 или 2,5 литра.

Производство «трешек» второго поколения в Японии завершилось в 2013 году.

Таблица двигателей автомобиля Мазда 3

3 поколение, 2013


Седаны и хэтчбеки «Мазда 3» (Mazda 3) оснащаются бензиновыми моторами объёмом 1,5 или 1,6 литра в сочетании с автоматическими коробками передач

Седан Mazda 3 1.6

Цены на седан начинаются с отметки 1 243 000 рублей. Столько стоит машина с 1,6-литровым двигателем мощностью 104 л. с. и четырёхступенчатым «автоматом», в стандартной комплектации Active+ есть шесть подушек безопасности, климат-контроль, аудиосистема, обогрев передних сидений, легкосплавные диски.

Седан Mazda 3 1.5

Автомобиль, оснащённый более современным мотором Skyactiv 1.5 мощностью 120 сил, комплектуется шестиступечатым «автоматом». Такой седан «Мазда 3» предлагается в комплектациях Active+ за 1 324 000 рублей и Exclusive (система бесключевого доступа, обогрев руля, датчики света и дождя, парктроник, камера заднего вида, светодиодные фары) за 1 421 300 рублей.

Пятидверный хэтчбек доступен в единственном варианте с 1,5-литровым двигателем в комплектации Active+. Цена такого автомобиля - 1 334 000 рублей.

Автомобиль Mazda 3 третьего поколения выпускается с 2013 года в Японии, в 2016 году автомобиль был модернизирован. Поставки версий с двигателем 2.0, а также машин с механическими коробками передач прекращены.

Если за «Фокусом» (Ford Focus) закрепилась репутация автомобиля для менеджеров среднего звена, то статус «МаТрёшки» (Mazda 3) определялся как «машина для более активных и состоятельных молодых людей». Для тех же, кто намерен приобрести Mazda 3 на вторичном рынке интересно то, в каком состоянии оставили эти «молодые активные люди» свои автомобили и насколько разумно покупать такую продукцию.

Предложение на рынке

Мазда 3 первого поколения является очень распространенной моделью, и найти объявление о ее продаже очень просто, что обеспечивает покупателя достаточно широким выбором, который необходим для обстоятельной и не терпящей суеты покупки. Интересен тот факт, что более молодых экземпляров на вторичном рынке больше, чем машин старшего возраста. Например, найти подержанную «матрешку» 2004-го года (не говоря уже о выпуске 2003-го) будет непросто, тогда как Mazda 3 2007-2009 гг. представлены в изобилии на любой интернет-площадке.

В свете того, что этот автомобиль всегда считался молодежным и изначально рассчитывался именно на такую аудиторию, то классический «седанный» стереотип в этом случае не работает: более половины (если быть более точным – 53,4%) предложенных на вторичном рынке экземпляров является пятидверными хэтчбэками. А вот седанов несколько меньше – 46,6%. Что касается других кузовов, то в них «матрешка» вообще не выпускалась.

Очень интересна ситуация с силовыми агрегатами. Хэтчбэками приобретали как почитатели стиля Zoom-Zoom, так и те, кто во главу угла ставил активный драйв. При этом большая часть почитателей «тройки» всегда состояла из поклонников «зум-зума». Подтверждением тому является то, что наиболее популярной модификацией (32% предложений) является не особо резвая комбинация из 105-сильного мотора объемом 1,6 литра и четырехступенчатой автоматической коробки передач.

Второе место (24%) удерживается версией с таким же двигателем, но с механической коробкой. И только 23% покупателей Mazda 3 первой генерации предпочли довольно энергичную версию с 150-сильным мотором объемом 2,0 литра с механической коробкой передач. Еще 13% покупателей предпочти тоже двухлитровую «трешку», но с автоматической коробкой. Иными словами, за резвость «проголосовали» 36% покупателей, а за «зум-зум» – 56%!

Достаточно редкими являются «матрешки» с двигателем на 2,3 литра. С механической коробкой передач их примерно 3%, а с «автоматом» и того меньше – не более 2%. И в этом нет ничего удивительного, поскольку мощность, которую развивает такой двигатель составляет всего 156 лошадиных сил, что выше мощности двухлитрового двигателя всего на шесть «лошадей». Еще около 3% приходится на полный аналог Mazda 3 сделанный для японского рынка – на праворульные Mazda Axela. Они имеют автоматическую коробку передач и полуторалитровый двигатель. И наиболее редкими являются пригнанные из Европы «матрешки» с бензиновым двигателем объемом 1,4 литра и с полуторалитровыми дизелями.

К дешевым автомобилям Mazda 3 явно не относится. Ее дерзкий спортивный имидж отражается и на цене, которая примерно на 15% превышает утилитарный Форд Фокус. Снижение цены на третью Мазду первого поколения идет достаточно плавно. Внешне незаметный рестайлинг на цену влияния не оказывает.

На вторичном рынке «пятилетки» достаточно привлекательны, и это вполне логично: конкуренцию Mazda 3 первого поколения составляют заведомо более выигрышные представители второго поколения, поэтому первая генерация идет с заметными скидками.

Что касается данных о пробеге, то их всерьез воспринимать не стоит, поскольку продавцы, желая представить свой товар в более выгодном свете, нередко корректируют его. В среднем, годовой пробег автомобиля по России составляет приблизительно 20 тысяч километров. Поэтому, выбирая машину, в первую очередь следует обращать внимание не на цифры на одометре, а на техническое состояние и содержащиеся в сервисной книжке данные (если, конечно, такая книжка вообще есть).

Наиболее распространенные поломки Mazda 3 и проблемы эксплуатации

Популярные двигатели объемом 1,6 и 2,0 литра по своей конструкции практически идентичны, и то же самое можно сказать и об их проблемах. И тот, и другой двигатель цепной и имеют склонность к угару моторного масла. По этой причине необходимо часто контролировать его уровень. К качеству топлива они особых требований не предъявляют, хотя злоупотреблять Аи-92 (особенно при активной езде) нежелательно. На старых экземплярах образца 2003-2005 годов, нередко разбалтываются заслонки впускного коллектора, меняется который только в сборе.

Примерно к 100 тысячам километров пробега может потребоваться замена подушек двигателя и датчика массового расхода воздуха и холостого воздуха. Еще через 50 тысяч пробега, замена может потребоваться прокладке клапанной крышки.

Проблемы трансмиссии Mazda 3

Это может показаться странным, но «механика» на Mazda 3, как правило, создает для владельцев этого автомобиля больше проблем, чем «автомат». Случается, что если водитель придерживается чересчур активного стиля вождения, к 100000 километров пробега изнашиваются фрикционы. Если же они не износились, мастера со стажем рекомендуют сменить масло, несмотря на то, что согласно регламенту, «автомат» автомобиля считается необслуживаемым.

На «механике» довольно часто выходят из строя синхронизаторы 3-ей и 4-ой передачи, причем шестиступенчатые коробки склонны к этому больше пятиступенчатых. Для сцепления характерна течь главного цилиндра и поломки диафрагменной пружины. Во избежание серьезных поломок, необходимо регулярно проводить диагностику Мазда 3 .

Ходовая часть Mazda 3

Подвеска у «тройки» первого поколения отличается выносливостью, хотя и достаточно жесткая. Чаще всего в замене нуждаются поперечные рычаги задней подвески и подушки передних амортизаторов. Ступичные подшипники, как и амортизаторы способны прослужить до 100 тыс. км.

Электрика Mazda 3

Если сигнализация на машине неродная, то электропривод водительской двери попадает в группу риска. За эти годы было зафиксировано множество случаев, когда при взаимодействии с посторонними приборами он выходил из строя. Климат-контроль тоже может доставить определенные проблемы. В первую очередь стоит сказать, что грязь часто забивается под шкив компрессора. Во-вторых, выход из строя температурных датчиков является обыденным явлением. Довольно часто выходит из строя информационное табло, которое к тому же неремонтопригодное. Даже на почти новых автомобилях часто «глючил» электрогидроусилитель – нестабильная работа моторчика приводила к тому, что периодически пропадало дополнительное усилие. Эта проблема была типична для всех «матрешек», как для дорестайлинговых, так и для обновленных. И устраняется она заменой моторчика.

Салон Mazda 3

В салоне «тройки», как и у многих других автомобилей японского производства, достаточно жесткий пластик, который сильно скрипит в местах соединений. Особенно заметным это становится в мороз. Решить эту раздражающую проблему можно фетровыми прокладками, которые те, кому не лень разбирать салон могут сделать самостоятельно. Механизмы регулировки сидений тоже отличаются скрипучестью, но их достаточно просто смазать. А вот затертости на «кожзаме» может устранить только перетяжка.

Кузов Mazda 3

Как и у большинства других автомобилей с пробегом, мелкие вмятины и сколы на кузовном металле и лакокрасочном покрытии третьей Мазды являются обычным делом. У моделей дорестайлингового периода быстро ржавеют арки крыльев и нижние кромки дверей и к тому же отвисают ворсистые задние подкрылки. Обновленные модификации таких проблем уже не знают, а вот слабоватый крепеж переднего бампера и лопающиеся от перепада температур «противотуманки» японцам победить так и не удалось. Если между крыльями и бампером обнаруживается слишком большой зазор, это указывает на не слишком квалифицированный ремонт после аварии или на несильное столкновение, на что покупателю тоже стоит обратить свое внимание.

Что можно взять за те же деньги и того же возраста

Основными конкурентами «матрешки» первого поколения в С-классе являются:

В целом, можно сказать, что альтернативу Mazda 3 можно найти и среди представителей бизнес-класса постарше или среди более молодых представителей В-класса. Кроссоверов же в аналогичном ценовом диапазоне очень мало, даже если считать таковыми автомобили с всего лишь увеличенным дорожным просветом.

Брать или не брать?

Назвать Mazda 3 первого поколения рациональным выбором довольно сложно, независимо от того является она новой или подержанной. Ее стоимость достаточно высока даже на вторичном рынке, а поломки ей свойственны явно чаще чем «Фокусу» или «Королле». Единственное в чем она явно выигрывает у них, так это своей харизмой и имиджем. Поэтому рекомендовать этот автомобиль людям с «нордическим сдержанным темпераментом» вряд ли стоит – это машина для молодых, горячих и тех, кто остается таким даже будучи в годах.

Что касается «дорестайлинговых» машин, увидевших свет до 2006 года, то о них лучше сразу забыть, поскольку в этот период «матрешка» имела целый набор проблем, которые после обновления «переросла». Выбирая двигатель, следует ориентироваться в первую очередь на свой стиль вождения. В плане надежности оба наиболее популярных двигателя (1,6 и 2,0 литра) абсолютно одинаковы. А вот что до «коробок», то в свете того, что шестиступенчатая оказалась не слишком выносливой, будет разумнее выбрать между четырехступенчатым «автоматом» и пятиступенчатой «механикой».

Следует учитывать, что Mazda 3 покупалась зачастую ради водительских впечатлений и поэтому водители были склонны «выжимать» из них все мыслимые соки. Поэтому на вторичном рынке можно найти массу «укатанных» до предела экземпляров, многие из которых неоднократно становились участниками ДТП. Ввиду этого к состоянию кузова нужно отнестись со всей возможной придирчивостью. Обязательно следует потребовать у владельца документы о проведенных ремонтных работах или сервисную книжку.

Краткий экскурс в историю Mazda 3

Mazda 3 стала третьим представителем стиля «зум-зум» после «двойки» и «шестерки». И на фоне совершенно неинтересной Mazda 323 она смотрелась не просто интересно, но и чуть ли не вызывающе. Платформа у третей Мазды такая же, как и у Volvo S40 и Ford Focus 2, но в отличие от второй Мазды, которая по сути является перелицованным Ford Fiesta, Mazda 3 разрабатывалась с нуля и только частично имеет сходство с Ford Focus. Все силовые агрегаты «матрешки» являются оригинальными.

Стартовало производство автомобиля в июне 2003 года в Хиросиме, а на российский рынок машина попала только в начале 2004 года. Кроме Японии автомобили собирались еще в Иране, Колумбии, на Тайване, но только для внутренних рынков. На российском рынке можно встретить только автомобили японской сборки.

В 2006 году Mazda 3 пережила не слишком заметный снаружи рестайлинг, который оказался стоящим в техническом плане. Фейслифтинговую версию легче всего узнать по решетке радиатора: у новой версии она в мелкую сетку, черная и имеет сверху широкую хромированную полосу, тогда как у дорестайлинговой имеет три горизонтальных поперечины и окрашена в цвет. Кроме этого некоторые изменения претерпела форма противотуманных фар и еще меньше у бамперов.

В салоне появились новые варианты отделки с использованием светлого пластика, но наиболее важным новшеством стало внедрение системы изменения фаз газораспределения на двигателях объемом 2,0 литра и доработанная шумоизоляция. Стоит отметить и улучшившие аэродинамические свойства обтекатели на днище перед колесами.

Рассказываем секреты надёжности и долголетия одной из самых угоняемых в России японских легковушек, а также о том, как следует выбирать такие машины с пробегом.

«Матрёшка-лягушка»

Как и популярная в нашей стране «первая» четырёхколёсная японская «матрёшка», пришедшая ей на смену в 2009 году Mazda 3 второго поколения оказалась востребованной у россиян. Даже несмотря на спорную внешность с выпученными как у лягушки фарами головной оптики и с расплывшейся в широкой улыбке большой радиаторной решёткой.

Не будучи замеченными в топе самых популярных в стране легковушек С-сегмента, хэтчбеки и седаны Mazda 3 под индексом BL, тем не менее, продавались лучше, чем другие модели этого японского бренда. За довольно высокий по меркам «гольф-класса» уровень исполнения, качество и надёжность второе поколение «матрёшки» ценится и спустя годы после снятия с конвейера.

Пятилетняя история

Второе поколение Mazda 3 построено на той же платформе C1, что и предшественница и, по сути, является её глубокой модернизацией. В частности, поэтому у них одинаковая колёсная база 2640 мм. А вот в длину первая «матрёшка» на 45 мм короче и примерно на 15 кг тяжелее своей преемницы. Сохранив те же пропорции, хэтчбек и седан Mazda 3 второго поколения получили более модный на тот момент «улыбчивый» дизайн, качественный и стильный интерьер с кожаной отделкой, обогревом сидений, акустикой Bose и улучшенной шумоизоляцией.

В России модель японской сборки была представлена с обоими типами кузовов, бензиновыми «четвёрками» 1.6 и 2.0, а также 260-сильным турбомотором 2.3 на «заряженной» версии MPS. Коробки предлагались на выбор: 5- ступенчатая механическая или 4- и 5-диапазонные автоматические. В 2011 году Mazda 3 обновили. Модель получила новые бамперы и другую радиаторную решётку, круглые противотуманки, дополнительные цвета кузова, колёсные диски с новым дизайном, адаптивные фары и иную подсветку приборов. Такой её выпускали до 2013 года, когда Mazda показала очередное поколение «трёшки» под индексом BM.

При всём многообразии

Хоть Mazda 3 BL и продавалась у нас с несколькими вариантами кузова, двигателей и типов трансмисий, самой распространённой «матрёшкой-лягушкой» на вторичном рынке оказался седан (71% ) с младшим мотором 1.6 (92% ) в паре с автоматической коробкой передач (74% ). Таких машин в продаже на сегодняшний день примерно три четверти от общего числа! Забегая вперёд, скажем, что это как раз одна из наиболее удачных комбинаций «матрёшки». На хэтчбеки Mazda 3 с пробегом приходится почти треть объявлений (29% ), а автомобилей с «механикой» предлагают ещё меньше (26% ). Двухлитровые версии модели – большая редкость (6% ), а хот-хэтчи MPS почти не встречаются (2% ).

Коррозионная стойкость

Кузов этого поколения «матрёшки», благодаря лучшему качеству окраски по сравнению с предшественницей, хорошо противостоит коррозии. Поэтому вы вряд ли вы найдёте «вторую» Mazda 3 с ржавыми задними колёсными арками или прогнившей крышкой багажника. Эти проблемы ушла в прошлое вместе с «трёшкой» первого поколения. Тем не менее слабые места у модели всё же есть. Рыжий налёт может обнаружиться под облезшей краской на направляющих стёкол задних дверей в дорестайлинговых машинах, а ещё на поводках дворников.

На всякий случай осмотрите у понравившейся «матрёшки» пороги и низ дверей. Зимой они больше всего подвержены воздействию дорожных реагентов. А ещё на хэтчбеках следы ржавчины могут появиться на дверце багажника в месте контакта металла со спойлером. Будет на что ткнуть пальцем с грустным лицом в расчёте на скидку. Также не забудьте оценить состояние лобового стекла. Оно у этой модели довольно быстро затирается щётками стеклоочистителя и тускнеет. Обычное новое стоит минимум 23 400 рублей, а это уже повод для торга!

Сердца «матрёшек»

Рядные бензиновые «четвёрки» - атмосферные 1.6 (105 л.с.) и 2.0 (150 л.с.) и наддувная 2.3 (260 л.с.) – достались второму поколению Mazda 3 от предшественницы, но с меньшим числом «болячек». Безнаддувные агрегаты довольно надёжны и способны проходить до капитального ремонта порядка 300 000 км. Примерно через 100 000 км им нужно менять приводной ремень за 1550 рублей и регулировать зазоры клапанов, а на 200 000 км придётся заменить цепь привода ГРМ за 2900 рублей. Младший двигатель 1.6 пусть не так резв и тяговит, но зато наиболее живуч.

Потёки масла на нём чаще всего возникают из-за потерявшего свои свойства герметика, используемого вместо прокладки поддона, а также в связи с износом сальников. При осмотре машины с таким мотором убедитесь, что он работает ровно и без посторонних шумов. Плавающие обороты и вибрации агрегата могут вылиться в замену пропускающих воздух прокладок впускного коллектора – 4 штуки по 470 рублей. А вот пластмассовый стук при повышении оборотов – признак ненадлежащей работы заслонок изменения длины впуска. Их меняют вместе с коллектором стоимостью 35 700 рублей. Выбирая «матрёшку» с 2-литровым двигателем, убедитесь, что прежний владелец регулярно менял в нём масло как предписано - через 15 000 км.

А а ещё лучше, если через каждые 10 000 км. Это, а также очистка дроссельной заслонки от масляного нагара через 30 000 км - залог долгой жизни мотора. Когда заслонка загрязняется из-за расположенной рядом трубки рециркуляции отработавших газов обороты двигателя начинают плавать или зависать. О турбомоторе «горячей» Mazda 3 MPS, который также устанавливался на паркетник CX-7, нужно знать, что его цепь ГРМ от 3800 рублей может растянуться где-то за 70 000 км, а турбина за 116 400 рублей зачастую живёт не дольше 100 000 км. Вместе с цепью иногда приходится менять муфту изменения фаз на впуске если после запуска мотора «на холодную» слышны постукивания.

Лучше с «автоматом»

Механическая 5-ступенчатая коробка F35M-R в целом надёжна и неприхотлива. Дольше всего она будет радовать чёткостью работы владельцев «матрёшек» с младшим мотором 1.6. От них потребуется лишь менять износившееся сцепление за 8500 рублей примерно раз в 120 000 км. В тандеме с 2-литровой «четвёркой» эта коробка подвергается бОльшим нагрузкам и вместе со сцеплением, а то и раньше в ней придётся заменить синхронизаторы на вторичном валу. Симптомы их кончины – трудности с переключением передач.

Автоматические коробки «матрёшки» обладают ресурсом 200 000 – 300 000 км и сулят ещё меньше проблем, чем МКП. Причём как проверенная временем 4-ступенчатая FN4A-EL в паре с мотором 1.6, так созданная на её основе 5-ступенчатая FS5A-EL с 2-литровым агрегатом, позаимствованная у старшей Mazda 6. Знай только меняй каждые 60 000 км залитое в них японцами на весь срок службы коробки оригинальное масло. Из проблем, которыми могут страдать АКП - пониженное давление масла по причине износа посадочного места на задней крышке. Симптомы – пинки при переключениях коробки на чётные передачи.

Остальное

Как и у «матрёшки» первого поколения у Mazda 3 BL есть проблемы с работой противотуманок. Но не из-за постоянно трескающегося стекла, а по вине подверженных коррозии контактов реле включения ПТФ, размещённого под передним бампером. Убедитесь, что противотуманки работают. Заодно стоит проверить живы ли омыватели фар. Их моторчик от 1300 рублей живёт не долго. Кстати, у этого поколения модели блок-фары тоже порой страдают негерметичностью, а стоят новые по 6800 рублей. Среди остальной электрики «матрёшки», отказывающей время от времени и требующей проверки перед покупкой машины: обогрев сидений (особенно на машинах, выпущенных до лета 2010 года) и моторчик климатической системы вместе с вентилятором за 11 300 рублей. Зашумел при работе обдува – скоро на выход.

Самые слабые места в подвеске Mazda 3 BL – ступичные подшипники по 2400 рублей и задние стойки стабилизаторов за 9100 рублей на машинах старше 2011 года. И те и другие могут попросить замены примерно через 60 000 км. Амортизаторы по 6400 рублей передние и по 5800 рублей задние способны отходить порядка 90 000 км. Столько же отведено рулевым тягам за 2500 рублей и втулкам стабилизаторов по 400 рублей. А вот модернизированные рычаги задней подвески служат около 130 000 км. Кстати, при выборе «матрёшки» из-за высокой популярности модели у угонщиков нужно удостовериться в её криминальной и юридической чистоте. А заодно продиагностировать сколько ключей зажигания «привязано» к машине. Должно быть не более двух! Не лишним будет их перекодировать, на всякий случай.

Почём?

Цены на «вторую» Mazda 3 с пробегом начинаются с 350 000 – 400 000 рублей за ранние экземпляры 2009-2010 года с младшим мотором 1.6 и пробегом под 150 000 – 200 000 км. Встречающиеся реже машины с 2-литровым мотором, который предлагался только для топовых исполнений, вряд ли удастся найти дешевле 500 000 рублей. Рестайлинговые машины стоят не меньше 450 000 рублей. А за самые свежие экземпляры 2013 года выпуска с пробегом до 50 000 км их владельцы просят до 700 000 рублей. Редко встречающиеся «заряженные» Mazda 3 MPS ранних годов с пробегами до 160 000 км стоят порядка 500 000 – 600 000 рублей, а более поздние, накатавшие не более 60 000 км оценивают в 900 000 рублей.

Наш выбор

Судя по опыту владельцев «второй» Mazda 3, машины этого поколения с возрастом демонстрируют ту самую надёжность и безотказность, за которые многие так любят сделанные в Японии автомобили. Мы в редакции Am.ru считаем, что в принципе не важно с каким типом кузова покупать такую «матрёшку» с пробегом. Наилучшим вариантом будет не часто встречающаяся 2-литровая версия с «автоматом».

Такую «Мазду» с одним владельцем в ПТС и пробегом менее 100 000 км вполне можно найти за 500 000 рублей. Причём это может быть как дорестайлинговая, так и более предпочтительная для покупки обновлённая машина. А самое интересное, что при сопоставимой надёжности, более привлекательной внешности и лучшей динамике эта Mazda 3 обойдётся почти на 100 000 рублей дешевле другого легкового японского долгожителя – Toyota Corolla!