Техническое обслуживание автомобилей маз. Определение нормативов на то и ремонт Об утверждении наставления по технической службе министерства российской федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедст
Приложение 4. Классификация условий эксплуатации автотранспортных средств
Приложение 4
к Правилам технической эксплуатации
автотранспортных средств
Классификация условий эксплуатации автотранспортных средств
Категория условий эксплуа- тации | Условия движения | ||
За пределами населенных пунктов | В населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. жителей | В населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. жителей | |
I | Д1 - Р1, Р2, Р3 | - | - |
II | Д1 - Р4 | Д1 - Р1, Р2, Р3, Р4 | - |
Д2 - Р1, Р2, Р3, Р4 | Д2 - Р1 | ||
Д3 - Р1, Р2, Р3 | |||
III | Д1 - Р5 | Д1 - Р5 | Д1 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
Д2 - Р5 | Д2 - Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2 - Р1, Р2, Р3, Р4 | |
Д3 - Р4, Р5 | Д3 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д3 - Р1, Р2, Р3 | |
Д4 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д4 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д4 - Р1 | |
IV | Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2 - Р5 |
Д3 - Р4, Р5 | |||
Д4 - Р2, Р3, Р4, Р5 | |||
Д5 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | |||
V | Д6 - Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка;
Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанный битумом);
Д3 - щебень (гравий) без обработки;
Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами (зимники);
Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 - равнинный (до 200 м);
Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 - горный (свыше 2000 м).
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.
Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.
Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.
Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией, которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации машин характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиям движения. Корректирование проводится с помощью коэффициента К.
Классификация условий эксплуатации представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Классификация условий эксплуатации
Дорожные покрытия:
Д 1 - усовершенствованные капитальные - цементобетонные, монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д 2 - усовершенствованные облегчённые - из щебня, гравия и песка обработанных вяжущими; из холодного асфальтобетона;
Д 3 - переходные - щебенчатые и гравийные;
Д 4 - переходные - из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими, мостовые из булыжника; зимники;
Д 5 - низшие - грунт; грунт, укреплённый или улучшенный добавками; лежневое и бревенчатое покрытия;
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р 1 - равнинный, до 200 м;
Р 2 - слабохолмистый, свыше 200 до 300 м;
Р 3 - холмистый, свыше 300 до 1000 м;
Р 4 - гористый, свыше 1000 до 2000 м;
Р 5 - горный, свыше 2000 м.
Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации - К 1 представлен в таблице 2.2.
Таблица 1.4 - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации - К 1
Характеристика природно-климатических условий
Природно-климатические условия эксплуатации автомобилей характеризуются температурным режимом окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью ветра, количеством атмосферных осадков, продолжительностью зимнего периода и некоторыми другими факторами. К таким основным климатическим факторам относятся температура воздуха, относительная влажность воздуха и скорость ветра.
Ряд исследователей отмечают, что основной из характеристик природно-климатических условий эксплуатации, влияющих на эксплуатационные свойства автомобилей, является температура окружающего воздуха. Такие факторы, как ветер, влажность, осадки, лишь усугубляют негативное влияние температуры воздуха на автомобиль.
Основные критерии климатического района приведены в таблице 1.5.
Для каждого климатического района выделен представительный и экстремальный пункты, указаны в таблице 1.6
Статистическая характеристика распределения относительной влажности воздуха приведены в таблице 1.7.
Интенсивность, продолжительность, повторяемость различных видов атмосферных осадков, их количество за год и стандартное этого количества приведены в таблице 1.8.
Таблица 1.5 - Основные критерии климатического района
Таблица 1.6 - Представительный и экстремальный пункты климатического района
Таблица 1.7 - Статистическая характеристика распределения относительной влажности воздуха
Специфика природно-климатических условий зоны очень холодного климата (низкие температуры окружающего воздуха, большая продолжительность зимнего периода со снеговым покровом, с заснеженными дорогами) обусловливает целый ряд особенностей эксплуатации автомобилей.
К ним, во-первых, следует отнести затрудненный пуск двигателей, особенно дизельных, при низких температурах окружающего воздуха.
Таблица 1.8 - Интенсивность, продолжительность, повторяемость различных видов атмосферных осадков, их количество за год и стандартное этого количества
Пуск холодного двигателя сопровождается повышенным изнашиванием основных его рабочих деталей.
При низких температурах значительно активизируется коррозия деталей цилиндропоршневой группы двигателя. При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур возникают серьезные затруднения с поддержанием нормального теплового режима двигателя, особенно при работе с частыми остановками для погрузки-разгрузки и по другим причинам. Возможное замерзание жидкости в системах охлаждения двигателя, отопления кабины, кузова, электролита в аккумуляторной батарее может приводить к размораживанию блока двигателя, разрыву бачков и трубок радиатора, баков батареи. Намного выше вероятность отказов топливной системы дизелей. Снижается также надежность гидравлического тормозного привода из-за возможного застывания некоторых тормозных жидкостей. При температурах ниже -45°С теряют свою эластичность, становятся хрупкими и разрушаются шины, детали из резины (сальники, резиновые шланги гидропривода тормозов и т.д.), пластмассовые детали трескаются, твердеют, теряют свои качества консистентные смазочные материалы. При особо низких температурах (-60…-70°С) изменяются физические и механические свойства металлов, что вызывает частые поломки деталей. По подсчетам специалистов, количество поломок и аварий, изнашивание деталей стандартной техники на Севере в 3…5, а иногда в 8…10 раз больше, чем в условиях умеренного климата.
При эксплуатации автомобилей в зоне очень холодного климата имеет место ухудшение их топливной экономичности. Основные причины возрастания расхода топлива: увеличение времени пуска и прогрева двигателя; работа двигателя при пониженной температуре жидкости в системе охлаждения; повышенная вязкость масла в агрегатах трансмиссии, что ведет к значительным потерям мощности на ее прокручивание; повышенное сопротивление движению по заснеженным дорогам.
Для эффективной и безопасной эксплуатации автомобилей в районах Севера технически и экономически целесообразны модификации этих автомобилей в северном исполнении. Автомобили должны надежно работать при безгаражном хранении в диапазоне температур окружающего воздуха от +40°С до - 60°С и относительной его влажности до 98 % при +25°С и более низких температурах. Особое внимание должно уделяться обеспечению надежного легкого пуска двигателя при низких температурах, определяющего в общем случае готовность к движению. В условиях низких температур это приобретает чрезвычайно важное значение, характеризуя безопасность эксплуатации автомобиля.
Автомобиль МАЗ-53371 можем эксплуатировать для различных перевозок грузов, не превышающих его грузоподъемность. Территория с очень холодными природно-климатическими условиями занимает Север России, а в частности Якутия. По IV категории условий эксплуатации с равнинным рельефом до 200м и населением больше 100 тыс. чел выберем город Якутск - столицу Республики Саха.
Нормативно-корректировочная база
Вся нормативная информация и коэффициенты корректирования приведены в таблицах 1.9-1.15.
Таблица 1.9 ? Нормативы периодичности технического обслуживания и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств
Таблица 1.10 ? Пробег до капитального ремонта, ресурс транспортных средств
Таблица 1.11 ? Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации - К 1
Таблица 1.12 ? Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации ТС и организации его работы - К 2
Таблица 1.13 ? Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий
Таблица 1.14 ? Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых ТС в организации и количества групп технологически совместимых ТС - К 5
Таблица 1.15 ? Коэффициент корректирования нормативов ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации (К 6)
трудоемкость ремонт затраты автомобиль
ТЕМА: Организация эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия с расчетом производственной программы по технологическому обслуживанию автомобилей марки Лиаз - 677
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Марка автомобиля Лиаз - 677
Пробег с начала эксплуатации Lкр от 0,25-0,5
Количество автомобилей – 60
Место эксплуатации: Приморский край
Количество автомобилей прошедших КР: Акр- 12
Среднесуточный пробег автомобилей Lcc – 200 км
Количество рабочих дней в году в АТП – 280 Д рг
Средняя продолжительность работы автомобилей на линии t п –8 часов
Введение
Экономику определяют как «исследование повседневной деловой жизни людей». Повседневная деловая жизнь человечества связана с производством товаров
и услуг, которые удовлетворяют потребности людей. Известно много путей решения экономических проблем человечества. Экономика зависит от принятых путей решения ее проблем. В современном мире выделяют три типа экономических систем. Это свободное предпринимательство, подобное существующему в США, централизованная экономика, реализованная в социалистических странах, и смешанная, наилучшим примером которой является система, существующая в Великобритании.
Эти различные решения проблем человечества в обеспечении его товарами и услугами для удовлетворения потребностей людей сходны по крайней мере в одном: существенным элементом каждой из систем является транспорт
. Только самые примитивные экономические системы могут существовать без транспорта
. Сельский сапожник в простейшем обществе, изготовив пару обуви для старейшины какого-нибудь племени, отправляется с ней на дом к покупателю и просто получает наличными или производит обмен. В современной промышленной системе требуются более сложные операции. В экономическом смысле «масштаб» операций крупнее. Крупномасштабное производство обуви требует доставки кожи, синтетических материалов. Закройщики, модельеры, обувщики, продавцы, снабженцы, управляющие должны быть доставлены
к месту работы и домой. Готовая продукция должна быть упакована, доставлена
в местные пункты сбора, на склады, выставлена, продана и, наконец, развезена по местам, где потребители ждут ее.
С экономической точки зрения транспорт
является существенным элементом производственного процесса. «Товар» в экономическом смысле не является полностью «готовым», пока он фактически не доставлен конечному потребителю, который должен его использовать. Поэтому работник транспорта,
который обеспечивает перемещение
товара из пункта производства в пункт потребления, выполняет полезную и производительную работу. Аналогично услуга, предоставляемая в любом заданном пункте, непроизводительна, пока отсутствует некто, кто ею может воспользоваться. Поэтому транспорт
является элементом экономической системы, а потребности в транспорте
вытекают из экономических потребностей людей. До некоторой степени все экономические системы принадлежат к типу систем свободного предпринимательства, потому что особенностью людей является принятие индивидуальных решений проблем производства и потребления. Когда мы ощущаем необходимость в каком-либо товаре или услуге, мы ищем того, кто. может нам их предоставить, и создаем у него стимул для выполнения этого. Когда кто-то готов заплатить за что-либо, подготовленное надлежащим образом, т. е. готов предложить оплату поставщику, готовому оказать ему услугу, говорят о «потребности» в товаре. Оплата часто производится «наличными»: в виде некоторой официально предложенной формы «законной оплаты» в долларах или фунтах. Поэтому потребность в товаре или услуге есть такое количество товара или услуг, за которое потребитель готов уплатить определенную цену.
Многие товары требуются «непосредственно», т. е. они нужны для удовлетворение меделенней- потребности. Потребность в рыбе и картофельном гарнире вытекает непосредственно из чувства голода потребителя относительно данного конкретного сочетания продуктов. Потребность в жилье возникает непосредственно из необходимости в крове.
Существует другой тип потребностей, скорее косвенных, чем прямых. В этом случае что-либо требуется не само по себе, а как средство получения других желаемых товаров или услуг. Потребность в швейных машинах велика до сих пор, но швейная машина никому не нужна сама по себе. Ее нельзя съесть, выпить, надеть. Она нужна потому, что это товар, помогающий изготовить одежду и домашние принадлежности, которые непосредственно полезны в повседневной жизни, дают тепло и комфорт. Потребность в швейных машинах является «косвенной потребностью», вытекающей из наших потребностей в одежде, занавесках и т. п.
Потребность в транспорте
относится к потребностям такого же рода, к косвенным потребностям. Она возникает из необходимости в товарах и услугах различного типа. Мы нуждаемся в доставке японских видеомагнитофонов, потому что нам необходимы развлечения, предоставляемые ими. Наша нужда в такси для доездки к зубному врачу вытекает из потребности в его услугах. Транспортные устройства
являются «средствами производства», товарами, которые играют некую роль в процессе производства. Их специфическим назначением является заполнение географической бреши между производством и потребителями.
Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства. В странах с экономикой свободного предпринимательства транспорт стремится связаться с отдельными предпринимателями, которые ищут прибыль для себя, но это делает прибыль и другим участникам данного процесса. В регулируемых экономических системах существует центральный национализированный орган, который обеспечивает транспорт . Государственные железные дороги очень широко распространены в мире, государственные воздушные линии имеются во многих странах, и даже автомобильный транспорт,
чрезвычайно трудно поддающийся национализации, во многих странах эксплуатируется национализированными объединениями.
Транспорт
во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Уже отмечалось, что он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Например, сырая нефть, добытая на Среднем Востоке, в Индонезии, Нигерии и Южной Америке, доставляется на нефтеочистительные предприятия в высокоразвитых странах, а сложные нефтехимические соединения, полученные на этих предприятиях, дают широкий диапазон топлив, растворителей, пластических масс, лекарств и красок, необходимых потребителю во всем мире. Коммерческая активность деловых людей в огромной степени зависит от контактов, которые они могут поддерживать между собой. Несмотря на то, что эти контакты обеспечиваются непрерывно развивающейся сетью связи, деловые поездки все еще сохраняют свое значение. Многие проблемы удается легко решать при личных встречах, оценивая затруднения непосредственно. Специалистов отправляют воздушным транспортом
к местам гашения пожаров на нефтепромыслах. Миниатюрные подводные лодки посылают для выполнения подводных спасательных работ. В более обычных условиях торговцы пользуются высокоскоростными поездами для поездок на открытие распродажи, а товары доставляют в контейнерах, перевозимых поездами Фрейтлайнер и прибывающих на следующее утро после отправки.
Список используемой литературы
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред. Г.В. Крамаренко. - М: Транспорт, 1983
2. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. - М: Транспорт, 1976
3. <<Положение о ТО и ТР ПС автомобильного транспорта.>> Москва
“Транспорт” 1986год.
4. Суханов Б.Н., Борзых И.О. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Издательство «Транспорт» 1991 г., Москва
1.1Выбор исходных нормативов режима ТО и Р и
Таблица 1
Категории условий эксплуатации | Условия движения | ||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей и в пригородной зоне) | В больших городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне) | |
I | Д 1 – Р 1 , Р 2 , Р 3 | - | - |
II | Д 1 – Р 4 Д 2 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 3 – Р 1 , Р 2 , Р 3 | Д 1 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 2 – Р 1 | - |
III | Д 1 – Р 5 Д 2 – Р 5 Д 3 – Р 4 , Р 5 Д 4 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 | Д 1 – Р 5 Д 2 – Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 3 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 4 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 | Д 1 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 Д 2 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 3 – Р 1 , Р 2 , Р 3 Д 4 – Р 1 |
IV | Д 5 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 | Д 2 – Р 5 Д 3 – Р 4 , Р 5 Д 4 – Р 2 , Р 3 , Р 4 Д 5 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 | |
V | Д 6 – Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 , Р 5 | ||
Дорожные покрытия: Д 1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д 2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д 3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д 4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; Д 5 - грунт, укреплённый или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия; Д 6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твёрдого покрытия. Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря): Р 1 - равнинный (до 200 м); Р 2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м); Р 3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м); Р 4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м); Р 5 - горный (свыше 2000 м). |
КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - К
1 (*)
Таблица 2
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |||
Периодичность технического обслуживания | Удельная трудоемкость текущего ремонта | Пробег до капитального ремонта (**) | Расход запасных частей (**) | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,00 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,10 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 / 0,7 | 1,25 / 1,4 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 / 0,6 | 1,40 / 1,65 |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 / 0,5 | 1,65 / 2,0 |
Примечание. В числителе коэффициенты К 1 для корректирования пробега до капитального ремонта и расхода запасных частей для автомобиля в целом, а в знаменателе коэффициенты К 1 для двигателей. * После определения скорректированной периодичности технического обслуживания проверяется её кратность между видами обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров. ** При корректировании нормы пробега до капитального ремонта двигателя коэффициент К 1 принимается равным: 0,7 - для III категории условий эксплуатации; 0,6 - для IV категории и 0,5 - для V категории. *** Соответственно коэффициент К 1 корректирования норм расхода запасных частей для двигателя составляет: 1,4 - для III категории условий эксплуатации; 1,65 - для IV категории и 2,0 - для V категории. |
КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, К
З = К
З "*К
З ""
Таблица 3
Характеристика района | Нормативы | расход запасных частей | ||
периодичность технического обслуживания | удельная трудоемкость текущего ремонта | пробег до капитального ремонта | ||
Коэффициент К 3 " | ||||
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 | 1,4 |
Коэффициент К 3 "" | ||||
С высокой агрессивностью окружающей среды | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Примечание. 1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в других районах; 2. Районирование территории России по природно-климатическим условиям приведено в ; 3. Для районов, не указанных в табл. 13.6 , коэффициент корректирования К 3 " равен 1,0; 4. Агрессивность окружающей среды учитывается при постоянном использовании автомобилей в районах, указанных в табл. 13.6 , и при перевозках химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей. |
Пример корректирования нормативов технического обслуживания
и ремонта пожарных автомобилей
Исходные условия :
В гарнизоне пожарной охраны, расположенном в холодном климатическом районе, имеются на вооружении пожарные автомобили общего применения на шасси ЗИЛ-130. Население охраняемого города 200 тыс. жителей. В районе выезда дороги имеют преимущественно асфальтовые и бетонные покрытия, рельеф местности - равнинный.
Требуется определить :
Нормы пробега до капитального ремонта, периодичность ТО-2, трудоёмкость ТО-2 и текущего ремонта указанных пожарных автомобилей.
Решение :
1. Дорожные условия относятся к III категории условий эксплуатации (таблица 1).
2. Нормативы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 для умеренного климатического района и III категории условий эксплуатации составляют:
– пробег до капитального ремонта - 170 тыс. км (Приложение 21, Приложение 19 );
– периодичность ТО-2 - 7000 км (Приложение 14 );
– трудоёмкость ТО-2 - 68 чел.-час;
– трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км общего пробега - 17,5 чел.-час.
3. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (таблица 3) равен:
К 3 = К 3 " × К 3 "",
где: К 3 " - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия;
К 3 "" - коэффициент, учитывающий агрессивность окружающей среды и перевозку грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей (для пожарных автоцистерн, имеющих ёмкости для пенообразователя, значение коэффициента К 3 принимается по таблице 3).
4. Расчётные нормативы пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 для заданных условий составляют:
Пробег до капитального ремонта
Т КР = 170 × 0,8 × 0,9 = 122,4 тыс. км.
Периодичность ТО-2
Т ТО-2 = 7000 × К 3 = 7000 × 0,9 × 0,9 = 5670 км
Трудоёмкость ТО-2
t ТО-2 = 68 × К 3 = 68 × 1,2 × 1,1 = 89,76 чел.-час.
Трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км пробега
t ТР = 17,5 × К 3 = 17,5 × 1,2 × 1,1 = 23,1 чел.-час.
Приложение 10
Условные графические обозначения оборудования на планах зданий
подразделений технической службы
Дверь, ворота раздвижные двухсторонние | Q = 2 т | Кран козловой | Подвод пара | ||
![]() | Дверь распашная | Q = 1 т | Кран штабелер опорный | Отвод в канализацию | |
Стена капитальная, перегородка глухая | Q = 0,25 т | Монорельс пневматический с подъёмником | Подвод газа | ||
Перегородка из светопрозрачных материалов | Привод – натяжка подвесного конвейера | Подвод холодной и горячей воды |
Перегородка сборная щитовая | Q = 0,35 т | Монорель с тельфером | Слив отработанной и охлаждающей жидкости | ||
Перегородка металлическая из листа | Грузовая и тяговая ветви подвесного конвейера | Местный вентиляционный отсос | |||
Перегородка сетчатая | Опускная секция подвесного конвейера | Местное освещение | |||
![]() | Лестничная клетка, лестничный марш | +5,5 +2,2 | Подъем и спуск подвесного конвейера | Рабочие места | |
Колонна металлическая с фундаментом | Ленточный транспортер | Номер участка |
Приложение 11
Примерный перечень технологических участков (постов) подразделений технической службы и оборудования для технического обслуживания и ремонта пожарной и спасательной техники
Для осуществления операций технического обслуживания, ремонта и изготовления пожарной техники в подразделениях технической службы должны быть предусмотрены производственные участки (посты) с соответствующим технологическим оборудованием.
№ п/п | Название поста (участка) | Название и №№ позиций в Приложении 12 |
Участок (пост) приёмки и выдачи техники | ПА в плане | |
Участок (пост) уборочно-моечных работ | 1, ПА в плане | |
Участок (пост) диагностики | ||
Участок технического обслуживания техники (посты ТО №2) | 2, 3, слесарный верстак, осмотровая канава, 58, 56, 55 | |
Участок ремонта техники (посты ремонта) | Осмотровые канавы, 9, 40, 52, 56, кран-балка, верстак | |
Агрегатно-механический участок | 9, 4, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 33, 11, 5, 57 | |
Слесарно-механический участок | 9, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 36, 51 | |
Электротехнический (электроремонтный) участок | Верстак, контрольно-испытательные стенды (мод. 532М, Э – 211 (950´800) | |
Участок изготовления техники | ||
Участок (пост) окраски | 7, ПА в плане, краскопульты, система вентиляции, автоматическая система пожаротушения | |
Участок кузовных работ | Тележка 1700´1000, приточно-вытяжная вентиляция, 7, 9, 31, 35, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, ванна для проверки радиаторов (1100´800) | |
Пост смазки | ПА в плане | |
Контрольно-комплектовочный участок (пост) | ||
Обойно-столярный участок | 9, циркулярная пила, 34 | |
Шиномонтажный участок (пост) | 9, 37, 41, 38, 7, 50, 53 | |
Участок (пост) обслуживания аккумуляторов | 9, зарядное устройство, приточно-вытяжная вентиляция, 39, 31, 29, 28, 30, 32 | |
Участок (пост) обслуживания топливной аппаратуры | 31, 1, 54 | |
Склад запасных частей | ||
Примечание. 1. Для, технологических участков (постов), перечень оборудования которых не представлен в настоящей таблице, обучающимся рекомендуется осуществить самостоятельный поиск перечня необходимого технологического оборудования в специальной литературе или используя другие источники информации. 2. Допускается вносить изменения в перечень необходимого оборудования технологических участков (постов) проектируемого подразделения технической службы. 3. Проведение смазочных работ можно предусмотреть на участках (постах) проведения ремонта и технического обслуживания техники в целях экономии площадей производственных зон подразделения технической службы. |
Назначение технологических участков (постов) подразделения технической службы
Участок (пост ) приёмки и выдачи - предназначен для выполнения внешнего осмотра пожарного автомобиля и проверки его комплектации, оформления документации.
Участок (пост ) уборочно-моечных работ - предназначен для уборки кабины, салона и отсеков пожарного автомобиля, мойки автомобиля снизу и сверху. Участок должен быть обеспечен водоочистительными сооружения ми.
Участок (пост ) диагностики - предназначен для определения технического состояния элементов пожарного автомобиля без разборки.
Участок технического обслуживания пожарной техники - предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей пожарного автомобиля.
Участок ремонта - предназначен для выполнения комплекса работ по ремонту узлов и агрегатов пожарного автомобиля, неисправность которых нельзя устранить регулировочными операциями.
Агрегатный (агрегатно-механический ) участок - предназначен для выполнения разборочно-сборочных, моечных, ремонтно-восстановительных и контрольных работ по двигателю, коробке передач, коробке отбора мощности, рулевому управлению, передним и задним мостам, пожарному насосу и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механических работ с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков.
Электротехнический (электроремонтный ) участок - предназначен для проверки агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на участке (посту) ремонта, испытания их на специальных установках.
Участок изготовления техники - предназначен для изготовления техники, не выпускаемой промышленностью.
Участок (пост ) окраски - предназначен для окраски деталей, агрегатов, автомобиля, нанесения антикоррозионного покрытия.
Участок кузовных работ - предназначен для замены отдельных деталей кузова, а также проведения жестяницких, сварочных, медницких и кузнечно-рессорных работ, изготовления необходимых для замены деталей кузова.
Пост смазки - предназначен для смены масла в двигателе и агрегатах, смазки сочленений карданных валов, ходовой части, механизмов управления, точек кузова. Смазочные работы можно осуществлять на участках проведения ремонта и технического обслуживания техники.
Контрольно-комплектовочный участок (пост ) - предназначен для контроля комплектующих деталей и материалов, а также для комплектования изделий, предназначенных для сборки.
Обойно-столярный участок - предназначен для ремонта сидений и спинок, деревянной арматуры дверей кабины, также изготовления утепли тельных чехлов и т. д.
Шиномонтажный участок (пост ) - предназначен для демонтажа и монтажа шин, ремонта камер, замены дисков, камер и покрышек, балансировки колес.
Участок (пост ) обслуживания аккумуляторов - предназначен для производства подзаряда, заряда и ремонта аккумуляторных батарей, а также приготовления дистиллированной воды и электролита.
Участок (пост ) обслуживания топливной аппаратуры - предназначен для обслуживания и устранения дефектов топливной аппаратуры карбюраторных и дизельных двигателей, а также ее испытаний после ремонта.
Участок испытаний двигателей и агрегатов - предназначен для проведения обкатки двигателей и агрегатов после ремонта.
Склад запасных частей - предназначен для хранения запасных частей, оборотных агрегатов, материалов и инструмента.
Мастерская по ремонту радиоаппаратуры - предназначена для профилактики и ремонта радиоаппаратуры, используемой в подразделениях ГПС.
Участок испытаний контрольно-измерительных приборов - предназначен для поверки, испытаний и ремонта контрольно-измерительных приборов.
Примечание. При использовании типового проекта 164-35 подразделения технической службы распределение постов и участков - согласно экспликации помещений производственного корпуса.
Приложение 12