Детское поддерживающее устройство в машину. Детские удерживающие устройства в автомобиле. Автолюльки и автокресла для самых маленьких
Поправки 2018 года в положения ПДД затронули удерживающее устройство ФЭСТ. Некоторые модели оказались запрещены, суммы штрафов достигают 100 000 рублей. Материал ознакомит с актуальной правовой информацией, законодательными нормами.
Базовые поправки, правила
Под регулировку новых правил попадают исключительно легковые ТС, кабины грузовых ТС. Конструкция должна предусматривать ремень безопасности, возможность установить детское удерживающее устройство. По другим ТС действуют общие положения, требующие обеспечить должный уровень безопасности при транспортировке.
Перевозка детей возможна с устройствами, имеющими официальную сертификацию. Регулирует требования к креслам также нормы ЕЭК ООН под номером 44-04. Запрет распространяется к любой другой конструкции, несоответствующей описанным правилам, сертификации. Включительно каркасный тип автокресла без должного маркирования.
Учитывая новые положения законодательных актов, адаптеры ФЭСТ должны соответствовать возрастным категориям:
- до 7 лет;
- 7-12 лет.
Инструкция гласит о требовании соответствия веса детей. Пример: перевозя грудного ребенка с устройством, имеющим параметр весовой категории от 9 лет, вы совершаете нарушение, влекущее за собой штрафные санкции.
Штрафные санкции затрагивают неверную установку кресла. Уделяйте вопросу тщательное внимание особенно при перевозке детей с использованием переднего сиденья. Возрастная категория до 12 лет не должна перевозится на кузовах грузовых ТС (бортовая платформа), задних сидениях мотоцикла.
Разрешенные детские кресла
Оставлять детей во время остановки можно, но действует временное ограничение: максимум пять минут. Правило актуально для любого вида кресел.
Все устройства, находящиеся вне закона, имеют параметры не соответствующие сертификационным. Изучая отзывы покупателей, одни из самых распространенных моделей: группа 2/3. Параметры позволяют перевозить детей весовой группы до 36 кг., рост до 1,3 м. Модели не имеют возможности регулирования наклона спинки, исключительно подлокотника.
Росстандарт запретил использование устройства бескаркасного типа, лямок ФЭСТ (без сертификации). Их применение влечет штрафные санкции размером 3 000 руб.
О ремнях безопасности типа ФЭСТ
Мы определились, какие автокресла разрешено применять (соответствие стандартам 44\04, с должной сертификацией).
Сертификация устройств ФЭСТ выдавалась «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ». С этим основанием применять штрафные санкции к использующим данные устройства ГИБДД не может. Эта сертификация активна до 08.12.2020.
Но фактически, эти устройства по описанным нормам 44\04 не будут считаться детскими конструкциями. Дело заключается в удерживающей лямке, рассматриваемой как лишь составную часть конструкции. Поэтому ее рассмотрение как отдельной конструкции невозможно.
«НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» выдавал сертификацию, основываясь на разрешении E7 под номером 44R-040801. База применяемых стандартов, выдача разрешения основывается данными, что получены технической службой Венгрии. Но в 2013 венгерская сторона официально сообщила о неактуальности таких данных.
Исходя из произошедших событий, сертификация, полученная специалистами из ФЭСТ, должна была быть отозванной, более не актуальной. Но по определенным причинам (которые нельзя доподлинно назвать) производитель остается с прежними техническими разрешениями, а отзыв сертификации остановлен.
Исходя из описанных положений, формальное применение устройств ФЭСТ разрешается (вы можете избежать штрафных санкций). Фактически применение не рекомендуется, поскольку вопрос безопасности остается открытым.
Чтобы минимизировать риски по вопросу безопасности, подбирать устройства нужно по возрастной, весовой категории, следить за правильностью установки и убедиться, что дети чувствуют себя комфортно. Водитель может использовать и кресло бустер, преимущественно обладающее синим цветом.
Какое устройство купить без риска штрафа?
Основным признаком является маркировка официального одобрения. Ее наличие на устройстве является обязательным, перед проверкой остальных параметров, убедитесь в ее наличии.
Среди основных параметров устройств по их видам:
- монтаж возможен во многих ТС, применяется ремень безопасности;
- установка возможна лишь на ограниченном списке авто, применяется ремень безопасности;
- монтаж на многих ТС с применением ремня безопасности, альтернатива — дополнительное крепление;
- подходит для конкретного вида ТС при монтаже в багажное отделение, монтаж возможен на каждом месте для сидения.
Дополнительные параметры:
- весовая категория;
- информация о проводимых испытаниях;
- порядковая нумерация;
- информация по производителе.
Маркировка должна быть — это обязательное условие. Это единственный вид гарантий его качества и соответствия международным стандартам безопасности. Стандарты подтверждаются проведением испытаний и краш-тестов.
Это гарантирует и принадлежность к специальному виду конструкции, которую можно на законных основаниях использовать без штрафных санкций.
Базовые принципы перевозки
До 7 лет
Применение удерживающих конструкция обязательно, их локализация возможна на передних и задних сиденьях (а также кабины грузовых ТС).
7-12 лет
Возрастная группа от 7 лет может перевозиться без использования специальных устройств для детей (кабина грузового ТС, заднее сиденье). Для их перевозки подойдет стандартный ремень безопасности.
от 12 лет
Нет специальных законных распоряжений касательно этой возрастной категории. Для нее актуальны общие нормы, как и для взрослых пассажиров.
Можно ли оставлять детей в ТС?
Мы обсуждали возможность оставить ребенка, если вы будете отсутствовать не более пяти минут. Но следует учитывать, что когда детям не исполнилось 7 лет, делать это категорически запрещено. Это ограничение актуально только на время стоянки.
Размер применяемых штрафных санкций
По актуальным законодательным положениям 3 части статьи под номером 12.23 (кодекс про нарушения административного характера), возможная цена, которую вы заплатите за нарушения при перевозке детей пребывает в диапазоне 3 000 — 100 000 руб.
- юридическое: 100 000 руб.;
- должностное: 25 000 руб.;
- водитель: 3 000 руб.
Исходя из этого нужно относиться с пониманием к таксистам, отказывающимся в перевозке ребенка, если отсутствует детское кресло. Деятельность таксиста определяет его к первой группе — юридические лица. Подобная поездка может выйти ему в 100 000 руб.
Напротив — согласие перевозить ребенка без специального устройства должно стать причиной отказа от подобного водителя. В большинстве случаев этого говорит про отсутствие лицензии и нелегальный вид деятельности. Это вопрос вашей безопасности.
Дети – это особая категория пассажиров авто, поэтому к их перевозке предъявляются строгие требования – ребенок должен быть надежно защищен от любого дорожного происшествия. Это означает, что перевозка допускается только с использованием специальных удерживающих устройств.
Многие просто недоумевают – зачем тратиться на автокресла, когда в автомобиле предусмотрены ремни безопасности?
Но они рассчитаны на взрослого пассажира, а если им пристегнуть ребенка, то ремень будет проходить по шее, и может, при внештатной аварийной ситуации, привести к тяжелым травмам в шейном отделе и даже к удушью. Запрещается также сажать на колени маленького пассажира и подкладывать подушки для удобства. Но есть ли способ защитить ребенка в дороге?
Необходимость в детских удерживающих устройствах
Вопросы безопасности при перевозке маленьких пассажиров регламентируются ПДД. Статья 22.9 дает точные определения, как должен перевозиться ребенок:
- Детей до 7 лет можно перевозить только с использованием особых удерживающих устройств , рассчитанных на конкретный возраст и рост маленького пассажира.
- Ребенка в возрасте от 7 до 12 лет можно перевозить на заднем сидении автомобиля пристегнув штатным ремнем безопасности либо с использованием удерживающего устройства соответствующего размера (изменения с 12.07.2017).
- На переднем сидении ребенок до 12 лет может передвигаться исключительно в специально оборудованном детском удерживающем устройстве .
Узнайте в автотранспорте на страницах нашего сайта.
В представленном видео наглядно продемонстрировано в чем заключается необходимость использования удерживающих устройств в автомобиле и содержится основная информация о требованиях, предъявляемых к перевозке детей:
Так что же это такое – детское удерживающие устройство (ДУУ)?
Терминологию и специфику определяет ГОСТ, разработанный и утвержденный постановлением Ростехрегулирования от 20.12.2005, и вступившим в законную силу 01.01.2007:
- это мягкая или жесткая конструкция, состоящая из гибких ремней с запорным механизмом, с регуляторами под рост и особенности фигуры ребенка;
- другие дополнительные приспособления для безопасности перевозки в автомобиле – люлька, специальное кресло, отдельно фиксирующееся сидение, или противоударное приспособление экранного типа;
- все эти разрешенные устройства перевозки детей должны прочно крепиться к кузову авто, а в случае резкого торможения зафиксировать пассажира в безопасном положении.
За нарушение ПДД, в соответствии с п.3 ст. 12.23 КоАП на водителя возлагается штраф в размере 3 тыс. рублей .
Если вам необходимо задать вопрос и получить консультацию юриста в режиме онлайн, то сделать это можно на нашей странице в форме обратной связи.
Типы ДУУ. Плюсы и минусы каждой категории
Российское законодательство придерживается мировой стандартизации определения категории ДУУ:
- к категории 0 относятся конструкции для малышей до 10 кг веса возрастной группы до 1 года;
- категория 0+ рассчитана на детей до 1,5 лет с весом около 13 кг;
- к 1 – вес ребенка до 18 кг в возрастной категории до 4 лет;
- ко 2 – с массой тела до 25 кг и возрастом до 7 лет;
- 3 категория устройств для деток с массой тела до 36 кг и возрастом от 7 лет.
Но существуют так называемые трансформеры, которые можно регулировать в ту или иную сторону под изменяющиеся со временем фигуру и вес ребенка. Это будет обозначаться на этикетке товара, например, категория 0-0+ или 1-2-3 .
Но не все производители следуют единой стандартизации наименований ДУУ, и многие компании, выпускающие детские автокресла, присваивают им собственные названия. Они прижились в народе, и автолюбители уже понимают, для какой категории детей предназначено то или иное устройство.
Автолюлька
Например, такое устройство, как автолюлька
предназначается для самых маленьких пассажиров, возрастом до года. Но в продаже можно встретить и универсальные модели, которые можно использовать и для деток чуть старше. На этикетке будет проставлена категория 0+
.
Детки в ней перевозятся лежа, но назвать ее полноценным детским автокреслом можно с большой натяжкой, хотя это устройство разрешено для перевозки малышей.
Изготавливаются подобные держатели либо из прочного пластика, либо из металла, но обязательно с мягкой специальной обшивкой. Крепить можно только в противоположную движению сторону, иначе при резком торможении ребенок может получить серьезную травму. На рынке представлены и другие модели данного типа устройства, которые крепятся на задних креслах перпендикулярно движению авто.
Автокресло
Другой вариант – автокресло
, это миниатюрный аналог взрослого кресла, но со своим специальным крепежом и ремнями безопасности.
Эти устройства предназначаются для деток, которые уже освоили сидячее положение. Подобные кресла могут быть разных категорий по возрастным группам и массе тела пассажира.
Все они имеют жесткую спинку, особые ремни безопасности, на некоторых моделях присутствуют подлокотники и защитное устройство для головы, отдельный регулятор для откидывания спинки во время движения.
Стандартное положение автокресла – на заднем сидении автомобиля, но некоторые модели можно устанавливать рядом с водителем, на переднем сидении авто.
Бустер
Или новое решение для безопасной перевозки детей – бустер
, обычно его приобретают для детей старше 7 лет.
Устройство представляет собой специальное сидение, без привычной жесткой спинки. Поэтому расположение маленького пассажира будет иным, чем в автокресле – голова будет находиться выше автомобильного сидения, но он не сможет сползти и самостоятельно изменить местоположение.
Крепят бустер на заднем кресле, фиксация ребенка производиться за счет трехточечного ремня безопасности самого автомобиля.
Обратите внимание! Если ремень располагается на уровне горла вашего ребенка, то бустером ему пользоваться еще рановато.
Если ваш автомобиль оборудован системой , следует отдать предпочтения моделям бустеров с соответствующим креплением. Это позволит надежно закрепить устройство и предотвратит возможное смещение бустера во время движения транспорта.
Но главное отличие бустера от детского автокресла в том, что он не сможет защитить ребенка от бокового столкновения , поскольку в нем нет ни жесткой спинки, ни подлокотников, ни защитного приспособления для головы.
Треугольник-адаптер
В России широко распространены особые приспособления для перевозки детей треугольник-адаптер
, это своего рода регулятор для взрослых ремней безопасности. Один из вариантов такого адаптера – удерживающее устройство производителя ФЭСТ.
После закрепления конструкции на теле, она напоминает всем известный треугольник, поэтому это название и закрепилось за удерживающим устройством.
Особенно удобно им пользоваться в чужом автомобиле – им можно отрегулировать положение лямок ремней на маленькой детской фигурке. Ведь если использовать стандартные средства безопасности, то лямка может находиться на горле, то есть она не только защитит, но и может серьезно навредить ребенку при столкновении.
Несмотря на тот факт, что сотрудники дорожной полиции лояльно относятся к перевозке детей старше семилетнего возраста с таким удерживающим устройством, следует понимать что адаптер травмоопасен и не способен уберечь ребенка от серьезных увечий при ДТП.
Конечно, адаптер опускает уровень прохождения плечевой лямки ремня безопасности с шейного отдела ребенка, но при этом приподнимает нижнюю лямку к животу, что при столкновении наносит серьезные травмы внутренним органам ребенка. Устройства же, соответствующие требованиям безопасности, направляют нижнюю поясничную часть ремня ниже тазовой области, такое расположение защищает живот и пах во время удара.
Поэтому назвать адаптер ремня устройством обеспечивающим безопасность ребенка в авто никак нельзя .
Бескаркасные автокресла
В продаже также можно встретить и так называемое бескаркасное автокресло – тряпичное приспособление без какого-либо жесткого каркаса.
Крепится данное устройство за спинку заднего автомобильного кресла при помощи вшитых ремешков и фиксирует сидящего ребенка как своими ремнями, наподобие стандартного детского автокресла, так и благодаря обычному ремню безопасности, который продевается в предусмотренный конструкцией отсек и пристегивается обычным способом.
Низкая цена и компактность размещения в салоне авто – основные преимущества данного устройства.
Недостаток бескаркасного автокресла полностью перекрывает все плюсы – устройство не обеспечивает безопасность ребенка при попадании автомобиля в аварию.
Просмотрите короткое видео о результатах прохождения краш-тестов так называемыми иными удерживающими устройствами:
Выбирая удерживающее устройство, следует понимать, что использование устройств непрошедших краш-тесты не только не уберегут ребенка от травм в случае ДТП, но и сами могут послужить источником дополнительных серьезных увечий. Помните, экономия может стоить жизни ребенку!
- Самыми безопасными считаются устройства, имеющие жесткий каркас, а конфигурация изделия должна обеспечивать надежную защиту от всех типов ударов при лобовом и боковом столкновениях.
- Приступая к выбору, следует в первую очередь обратиться к результатам краш-тестов и составить свой рейтинг исходя из соотношения цена-качество.
- Также необходимо учесть соответствие выбранной модели стандартам безопасности (европейские – ECE R44/03 и ECE R44/04) и прохождение устройством обязательной сертификации в России.
- Отдавайте предпочтение устройствам с креплением , обеспечивающим более жесткую фиксацию с кузовом автомобиля.
- Не стоит экономить и приобретать автокресла б/у , так как не смотря на хорошее внешнее состояние (наличие скрытых повреждений невозможно определить на глаз) нет никакой гарантии, что кресло уже не побывало в аварийной ситуации и запас прочности конструкции еще не исчерпан.
- Отправляйтесь за покупкой непосредственно с ребенком: подобранная модель должна не только удобно крепиться в салоне автомобиля и позволять легко зафиксировать ребенка, но и обеспечивать комфортное расположение маленького пассажира во время пути.
Как правильно установить ДУУ
Какой бы вид разрешенного удерживающего устройства вы ни приобрели, помните, что ПДД предписывает строгое соблюдение правил установки ДУУ в салоне авто, а также размещения и крепления в нем ребенка в соответствии с инструкцией выбранного устройства.
Любое удерживающее детей устройство крепится при помощи трехточечного специального ремня.
Для самых маленьких детей ДУУ устанавливают при помощи автомобильных ремней безопасности на заднее сидение, а ребенка фиксируют уже имеющихся на нем лямками. Для детей постарше и кресла и дети крепятся стандартными автомобильными ремнями безопасности.
Дорогостоящие модели автокресел могут крепиться непосредственно к кузову авто, благодаря удерживающей системе ISOFIX, что, несомненно, будет более безопасно для ребенка.
И исключения из текста понятия «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» появилась необходимость рассмотреть несколько вопросов о детских удерживающих устройствах.
Если на два первых вопроса поиск ответов не вызвал трудностей, то вопрос об использовании адаптера ремня безопасности ФЭСТ носит очень противоречивый характер.
Какие средства являются детскими удерживающими устройствами?
Требования к детским удерживающим устройствам регулируются техническим регламентом таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. В пункте 35 Приложения 9 содержится ссылка на правила ЕЭК ООН № 44-04 — «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах («детские удерживающие системы»)
Тут все просто, если устройство соответствует правилам — оно будет являться детским удерживающим устройством и иметь соответствующий сертификат. Только такие сертифицированные автокресла допускается использовать для перевозки детей.
Какие автокресла покупать, чтобы не нарушить требования правил перевозки детей?
Сертифицированные автокресла маркируются знаком официального утверждения, который в обязательном порядке должен быть на изделии.

- Версия стандарта сертификата безопасности
- Тип автокресла в зависимости от вариантов крепления в автомобиле:
- universal (универсальная) – устанавливается во многих автомобилей с помощью ремней безопасности
- restricted (ограниченная) – устанавливается в некоторых автомобилях с ремней безопасности
- полууниверсальная (semi-universal) – устанавливается в большинстве автомобилей либо с помощью ремней безопасности либо с помощью дополнительных креплений
- особая (specific vechicle) – устанавливается на всех местах для сидения, а также в багажном отделении салона конкретных типов транспортных средств
- Весовая группа
- Индикатор соответствия и код страны, где проводились испытания
- Порядковый номер
- Наименование производителя
Наличие такой маркировки гарантирует, что автокресло соответствует требованиям безопасности и данная модель прошла необходимые краш-тесты и испытания.
Маркировка подтверждает, что изделие является детским удерживающим устройством и пригодно для перевозки детей.
Разрешено или нет использовать адаптеры ремня безопасности типа «ФЭСТ»?
Для получения ответа на этот вопрос мы уже выяснили, что устройство должно иметь сертификат соответствия стандарту ECE R44/04. Идем на официальный сайт ООО «Предприятие «ФЭСТ» и находим его.

Сертификат выдан органом по сертификации «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ». Срок действия сертификата по 8 декабря 2020 года. Таким образом формально в Российской Федерации ФЭСТ является детским удерживающим устройством . Оснований штрафовать за его применение нет.
Фактически же ФЭСТ не может являться детским удерживающим устройством по действующим правилам ЕЭК ООН № 44-04 .
«Направляющая лямка рассматривается как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально утверждаться отдельно в качестве детской удерживающей системы в соответствии с настоящими Правилами»
Если коротко — предприятием ФЭСТ Сертификат получен от «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» на основании разрешений Е7 44R-040801 для устройства удержания детских ремней типа ФЭСТ 1531.8217 и Е7 44R-040802 1541.8217 — тип «ФЭСТ», полученных от венгерских технических служб.
С 21 августа 2013 года эти разрешения признаны недействительными, о чем официальным письмом проинформировал глава департамента национального транспорта Венгрии в том числе и Министерство транспорта РФ.

По логике вещей «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» должны были отозвать сертификат у ФЭСТ, но этого пока не произошло.
В настоящее время НАМИ и Росстандарт через судебные разбирательства и взаимодействия с административными органами Венгрии пытаются найти основания для отзыва сертификата у предприятия «ФЭСТ».
Использовать ФЭСТ можно только формально в целях избежания штрафа, но следует помнить, что это небезопасно для Вашего ребенка .
Участник нашего форума Wolf-cub. После вступления в силу изменений в ПДД он стал глубоко интересоваться: а что вообще считать детским удерживающим устройством? Подойдут ли штатные автомобильные приспособления? И где найти описание стандарта, вида сертификации? Наконец, что будет, если усадить ребенка в устройство как на фото выше? Любопытство, как видим, вовсе не праздное. Раз есть обязательство перевозить детей специальным образом, нужно понимать, что под этим имеется в виду. Мы попытались разобраться и обратились за комментарием в ГАИ.
Напомним новую редакцию пункта 178, формулировки которого вызвали вопросы у форумчан: «Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, - в возрасте до пяти лет; детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от пяти до двенадцати лет».
Не можем не согласиться с доводами пользователя: звучит слишком общо. Кто будет решать, что это устройство позволяет пристегнуть ребенка безопасно? Понятно, что санки, установленные в салоне машины, вызовут у инспектора, мягко говоря, недоумение. Но ведь есть масса других средств - так называемых адаптеров, понижающих или повышающих уровень прохождения ремня безопасности. Сейчас рынок наводнили дешевые подушки и «переходники». Подойдут ли они?
«Перечитал множество раз этот текст и другие главы ПДД и нигде не нашел конкретных определений „детских удерживающих устройств“. Что это вообще такое в понимании ГАИ? Нет описания стандарта, вида сертификации, конструкции. И вообще, должно ли это устройство быть заводского изготовления? Я с коллегой, оба автомобилисты, с детьми, люди с высшим техническим образованием, инженеры, долго спорили по этой проблеме и пытались найти какую-либо конкретную информацию. Безрезультатно…» - признается Wolf-cub.
По его словам, он обратился в ГАИ, но самостоятельно получить комментарий не смог: «Главное, что удалось выяснить, - если есть в машине ребенок, то должно использоваться кресло или бустер (причем обязательно заводской и сертифицированный). Соответственно, каждому ребенку в автомобиле - свое кресло/бустер, и ничего другого быть не может. Вроде как обычная заводская подушка не подойдет, так как она не детская и вроде как спальная. И даже если она детская и с котиками, то, скорее всего, оштрафуют, хотя документального основания и стандарта нет».
«Если в автомобиле предусмотрены штатные средства для перевозки детей или изменена геометрия прохождения ремня безопасности для таких пассажиров, то, скорее всего, получите штраф», - предупреждает участник форума.
В УГАИ МВД нам ответили, что если пользователь нуждается в официальном определении «детского удерживающего устройства», то ему лучше обратиться в Комитет по стандартизации. Однако в формулировке из ПДД обращает на себя внимание слово «удерживающее». То есть предполагается, что устройство само оборудовано ремнями безопасности, которые удерживают ребенка. Это классическое детское автокресло - с Isofix, ремнями, буферной зоной и т. д.
Правила разрешают также другой тип устройств - «иные средства, позволяющие безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». Что имеется в виду, перечислено в скобках. Всего три вида: во-первых, бустеры, во-вторых, специальные подушки для сидения, в-третьих, дополнительные сиденья. Про штатные автомобильные приспособления речи нет. Стало быть, они действительно не разрешены. Возможно, когда-нибудь сделают оговорку про эти устройства, но на данный момент так.
«Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства, то есть таким образом, чтобы в случае резкого торможения, столкновения или опрокидывания автомобиля была исключена или уменьшена опасность ранения ребенка путем ограничения подвижности его тела, - сказано в официальном ответе, полученном нами из УГАИ МВД. - Ограничение подвижности ребенка осуществляется посредством применения специального детского удерживающего устройства (детская люлька, специальное кресло, дополнительное сиденье), а также штатного ремня безопасности. Вместе с тем возможно использование иных средств (специальной подушки для сидения, дополнительного сиденья, приспособлений для направления специальным образом ремня безопасности и т. п.), позволяющих использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности . При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею».
Ранее, комментируя этот вопрос, начальник УГАИ МВД Юрий Литвин отметил: «Приспособления обязательно должны быть сертифицированы, а их вид - автокресло, бустер, специальная подушка - не имеет принципиального значения».
Сейчас в ГАИ также дополнили: «Детские удерживающие устройства подлежат сертификации, что предусмотрено техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011». Один из значков, которым наверняка будет промаркировано устройство, если оно произведено для Европы, - ECE R44/03. Это значит, что приспособление соответствует европейскому стандарту безопасности и прошло краш-тесты и другие обязательные испытания.
«За специальные детские удерживающие устройства ФЭСТ (для детей от 5-6 лет и старше) также могут оштрафовать. Хоть они и замечательно опускают ремень на грудь ребенка», - делает ошибочный все же вывод Wolf-cub.
Ошибочный, потому что как раз это устройство можно определить как бустер. Более того, во время специальной акции в минувший понедельник сотрудники ГАИ в Минске вручали именно такие приспособления, тем самым признавая их легальность.
- Сотрудники ГАИ при осуществлении контроля за соблюдением правил дорожного движения должны руководствоваться нормами законодательства, в том числе с учетом вышеизложенных, - подытожили в УГАИ МВД. - Анализ ежегодной статистики показывает, что более чем в половине случаев гибели детей в авариях они являются пассажирами. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских автомобильных кресел позволяет в случае ДТП снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей постарше - на 54%.
Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном удерживающем устройстве или штатным ремнем безопасности, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении со скорости в 50 км/ч вес ребенка возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка детей на руках считается самой опасной. Так, если вес ребенка равен 10 кг, то при аварии в момент удара он будет составлять уже около 300 кг, и предотвратить резкий удар такого пассажира о переднее кресло или ветровое стекло станет практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить его своим весом. Схожая ситуация может сложиться и тогда, когда детей пристегивают штатным ремнем безопасности. В данном случае не важно, как ребенок ведет себя в автомобиле: сидит спокойно или постоянно вертится. Ремень не обеспечивает такой фиксации, как у взрослого, а при возникновении внештатной ситуации может увеличить тяжесть последствий.
Нужно отметить, что ГАИ в целом действует довольно либерально, понимая, что соблюдение нового пункта ПДД сопряжено с определенными тратами. Но тут есть другая крайность: как все-таки обеспечить безопасность и не превратится ли новый закон в формальность? Мы покупаем автомобиль, который стоит как минимум несколько тысяч долларов, и жалеем для главного пассажира 100 у. е.? Не хочется, чтобы такой подход «убил» саму идею безопасной перевозки детей. На Западе это уже целая индустрия, а у нас пока только-только приходит понимание необходимости.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Памятка для родителей
Самый эффективный способ обеспечения безопасности маленьких пассажиров в автомобиле - использование специальных детских удерживающих устройств (ДУУ). Всероссийский социальный проект «Маленький Большой Пассажир» обращает внимание всех водителей и родителей: детские автокресла значительно снижают риск и тяжесть травм детей-пассажиров в ДТП.
Согласно пункту 22.9 Правил дорожного движения РФ, «перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств». С 1 сентября 2013 года за невыполнение этого пункта правил введен штраф в 3000 рублей.
Особенности транспортного средства
Если у вас есть дети, то, планируя покупку автомобиля, заранее учитывайте техническую возможность установить в нем детское удерживающее устройство.
Для этого выбирайте автомобиль, оборудованный центральным поясным-плечевым ремнем. В некоторых машинах можно заменить одинарный поясной ремень трехточечным поясным-плечевым ремнем. Но чтобы использовать сиденье для установки детского удерживающего устройства, необходимо наличие центральной задней точки крепления.
Для крепления автокресел всех групп в любых автомобилях используется трехточечный ремень безопасности. При этом кресла групп 0+ (0-13 кг, от рождения до 1 года) и 1 (9-18 кг, от 9 месяцев до 4 лет) крепятся к сиденью ремнем автомобиля, а дети в них пристегиваются уже при помощи внутренних ремней. Автокресла групп 2 (15-25 кг, от 3 до 7 лет) и 3 (22-36 кг, от 6 до 12 лет) внутренних ремней не имеют, и дети пристегиваются в них при помощи автомобильных ремней безопасности.
Альтернативный способ установки автокресла - система ISOFIX. Она представляет собой жесткое крепление кресла к кузову автомобиля, что обеспечивает лучшую защиту ребенка. На данный момент такая система считается наиболее безопасной для перевозки маленьких пассажиров, по результатам многочисленных независимых краш-тестов.
Виды детских удерживающих устройств
В течение последних тридцати лет различные научные институты и организации мира исследуют вопрос детской безопасности на дорогах. Результаты этой работы вылились в единые стандарты для автокресел. Сегодня действует уже четвертая редакция этих требований ECE 44 04, с учетом которых производители разрабатывают еще более совершенные ДУУ. Согласно стандарту, все автомобильные кресла имеют разделение на группы в зависимости от веса ребенка, его возраста и роста, а также на категории - в зависимости от типа транспортного средства.
Вот основные группы ДУУ:
1. «0» - так называемая «люлька»: удерживающее устройство, устанавливаемое против направления движения, с ремнем безопасности или другим способом ограничения перемещений пассажира длиной 70 см в положении лежа на спине. Используется для перевозки детей до 6 месяцев;
2. «0+» - детское удерживающее устройство, устанавливаемое против направления движения с ремнем безопасности или другим способом ограничения перемещений пассажира длиной до 80 см для детей в возрасте до 1 года;
3. «1» - детское удерживающее устройство, устанавливаемое по направлению движения, подходящее для детей в возрасте от 9 месяцев до 4 лет;
4. «2» - детское удерживающее устройство, устанавливаемое по направлению движения, подходящее для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
5. «3» - детское удерживающее устройство, устанавливаемое по направлению движения, подходящее для детей в возрасте от 6 до 12 лет. С ростом ребенка спинку такого автокресла можно снять, оставив только сиденье - «бустер»;
6. конвертируемые детские удерживающие устройства. Могут применяться с установкой против направления движения для новорожденных, а затем с установкой по направлению движения по мере взросления ребенка.
Важно знать: автокресла, устанавливаемые против направления движения, предназначены не только для младенцев. Рекомендуется перевозить всех детей до двухлетнего возраста в креслах, установленных против направления движения. Если кресло позволяет перевозить ребенка весом до 12 кг лицом против хода движения, используйте его, пока вес ребенка не составит 12 кг. Доказано, что перевозить детей таким способом почти на 70 % безопаснее, чем лицом по ходу движения.
Выбор детского удерживающего устройства
При выборе автокресла в первую очередь учитывайте вес, рост и возраст вашего ребенка. Определите группу автокресла. Существуют автокресла, совмещающие в себе функции сразу нескольких групп - например 0+/1 или 2/3. Универсальные кресла обеспечивают защиту в меньшей степени, чем идеально подобранные по весу, росту и возрасту.
Обратите внимание на результаты краш-тестов. На автокресле обязательно должна быть маркировка соответствия Европейскому стандарту безопасности - ECE R44/04. Кроме того, автокресла подлежат обязательной сертификации в России. Важно выбирать только те ДУУ, которые соответствуют принятым государственным стандартам.
Проверьте устройство на наличие видимых признаков износа: порванных или выцветших ремней, сломанного или потрескавшегося пластика или пряжки. Конструкция должна быть без повреждений.
Проверьте, правильно ли работают адаптеры и пряжка, попросите инструкцию по использованию. Если она отсутствует, обратитесь к производителю с просьбой предоставить вам копию.
Обратите внимание: в цивилизованных странах запрещена продажа, сдача в аренду и предоставление в дар удерживающих устройств, в которых используются застежки «липучки».
Советы по использованию ДУУ и ремней безопасности
1. Не оставляйте детей без присмотра в автотранспорте даже пристегнутыми в автокресле.
2. Не используйте удерживающее устройство, побывавшее в аварии. Не рекомендуется перевозить ребенка в автокресле, если неизвестно, как оно использовалось в прошлом.
3. Ремни безопасности и удерживающие устройства будут максимально эффективны, только если они соответствуют возрасту, росту и весу пассажира. Они должны быть правильно установлены и отрегулированы под ребенка, находиться в хорошем состоянии. Важно проверить, чтобы ремни были не порваны, не растянуты, не изношены, не перекручены и не касались лица или шеи ребенка, а адаптеры и пряжка находились в рабочем состоянии.
4. Используя детский ремень безопасности, не перетягивайте верхний ремень, так как это смещает вверх поясной ремень, передвигая его на живот ребенка.
5. Правильно отрегулированный ремень должен проходить низко по бедрам, не касаться головы и шеи, а пряжка должна находиться на уровне или ниже бедра.
6. Регулярно проверяйте, застегнут ли ремень, фиксирующий детское удерживающее устройство.
7. Детский ремень безопасности не может быть использован на сиденье автомобиля, в спинке которого есть щель. При попадании между частями спинки сиденья ремни не смогут полностью выполнять свои функции, что ухудшит защиту вашего ребенка.
8. Центральные ремни безопасности должны использоваться только вместе с детским ремнем безопасности, или только для фиксации детского удерживающего устройства.
9. Не используйте один поясной ремень для фиксации ребенка в бустере без детского ремня безопасности.
10. Безопаснее перевозить детей на заднем сиденье автомобиля. По исследованиям, дети младше 16 лет подвергаются на 40 % более высокому риску получения травмы, находясь на переднем сиденье. Помимо этого, при аварии срабатывают подушки безопасности, которые могут ударить ребенка в лицо и серьезно его травмировать.
11. Доказано, что центральное заднее сиденье является самым безопасным. А самое небезопасное - переднее пассажирское сиденье. Туда автокресло ставится в крайнем случае, при обязательно отключенной подушке безопасности.
Всероссийский социальный проект «Маленький Большой Пассажир» напоминает: безопасность детей в автомобилях зависит от взрослых! Защитите себя и своих детей, пользуйтесь ремнями безопасности и качественными, сертифицированными в РФ детскими автокреслами.
по материалам Госавтоинспекции МВД Российской Федерации: http://deti.gibdd.ru/upload/document/passe..._ustroistva.pdf
Всероссийский социальный проект «Маленький большой пассажир» стартовал в июне 2012 г. Он направлен на привлечение внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности детей от 0 до 12 лет в автомобилях и необходимости использования для этих целей удерживающих устройств.