Легендарная "копейка" или как делали первые "жигули". История «Жигулей»: символ минувшего века Когда выпустили ваз 2101
3.7 / 5 ( 3 голоса )
Жизнь автомобиля «ВАЗ 2101» получила начало 19 апреля 1970 г. Тогда производственный конвейер Волжского автозавода выпустил первую партию из шести машин, открыв путь к популярности этого транспортного средства как в СССР, так и за границей. Весь .
История автомобиля
Созданию «2101» предшествовала целая цепь организационно — технических мероприятий, от основания самого завода, до сотрудничества с различными иностранными фирмами и в первую очередь с итальянским заводом FIAT.
Именно FIAT 124, который был признан самым востребованным, должен был стать прообразом нового советского автомобиля. Но в процессе разработки новой концепции и тестирования FIAT 124, было выявлено несоответствие технических характеристик последнего условиям дорог в советском союзе:
- При интенсивном использовании кузов и слабая подвеска не обеспечивали нужной прочности;
- Клиренс был занижен и не соответствовал требованию бездорожья;
- Отсутствовали элементы обеспечивающие буксировку машины при поломке в дороге.
В рамках тесного сотрудничества итальянские инженеры принимали активное участие в разработках новой модели и было осуществлено более восьмисот изменений. Например:
- Задние колёса получили барабанные тормоза, подходящие для плохих дорог;
- Полностью изменена конструкция задней подвески;
- Передняя подвеска была усилена;
- Усилено сцепление и улучшена работа синхронизаторов коробки передач «2101»;
- Салон мог становиться спальным, благодаря трансформации кресел;
- Был установлен новый верхневальный двигатель.
В итоге в новом авто от итальянского остался только внешний вид. Испытания проведённые с первыми шестью машинами показали надёжность и хорошую проходимость, поэтому последующие доработки были небольшими.
2101 — получил официальное название «Жигули» по названию небольших гор за Волгой неподалёку от автозавода, который расположился в городе Тольятти. Народ же дал машине простое, уважительное, запоминающееся имя «единичка». Позднее в 80 годах, на фоне снижения престижности, она получила название «копейка». Годы выпуска: 1970 — 1982. Всего за это время выпущено более 2, 7 млн. экземпляров.
Экстерьер
Экстерьер «копейки» седан в значительной мере соответствовал прототипу «FIAT 124». Сказывалось влияние итальянских дизайнеров. Хорошо проработанные структурные линии, рельеф кузова, изящные черты демонстрировали высокую культуру конструкции направленную на обеспечение комфорта при вождении и эксплуатации.
Один из ведущих испытателей завода Вадим Котляров так выразил свои чувства при тесном знакомстве с «копейкой»:
Сказать, что она произвела на меня впечатление, значит не сказать ничего. Она буквально ошеломляет внешним видом… Общий уровень исполнения был настолько высоким, что напрочь затмевают все мелкие недочёты.
Во внешний дизайн «2101» были привнесены утопленные в двери ручки для предотвращения травмирования, на бамперы установлены буферы «клыки», на левом переднем крыле перед дверью водителя установлено круглое зеркало заднего вида, на решётке радиатора закреплён фирменный логотип.
Подфарники сдвоенные, включают в себя габариты, указатели поворотов. Особенности экстерьера можно рассмотреть на фото модели «2101». В 1974 году завод начал выпускать улучшенную модель. Были устранены буферы бамперов, но установлена сплошная резиновая накладка, применены новые задние фонари, использованы новые элементы отделки.
Размеры автомобиля
Глядя на чертёж «2101», необходимо признать, что габариты, компоновка всех деталей, элементов кузова гармоничны и соответствует классической схеме. Это сказалось на том, что в настоящее время «копейка» является долгожителем, её уважают, почтительно называют «классика».

Интерьер
В интерьере машины «2101» сохранился принцип минимализма. Передняя панель представляет металлический каркас под специальным декоративным покрытием. Она включает в себя прямоугольный блок контрольных приборов напротив рулевого колеса. Правее расположились органы управления отоплением, вентиляцией салона:
- Вентиляционные каналы (дефлекторы);
- Регулировочные рычаги для управления отопителем.
Рычаги привода воздушной заслонки и крана отопителя обеспечивают необходимый температурный режим микроклимата. Дефлекторы позволяют направлять подаваемый воздух в любом направлении.
Облицовочная рамка приборной панели металлизированная. В её плоскости находятся: ниша для радиоприёмника, вещевой ящик (бардачок), пепельница. Встроенные пепельницы имеют задние двери. Под рулём установлены рычаги поворота, света фар, стеклоочистителя. Рычаги сцепления, газа, тормоза, кнопка омывателя стекла напольного исполнения.
Внутренняя сторона дверей, эргономичные сиденья отделаны качественным кожзаменителем. Кресла оборудованы регулировочными элементами с возможностью трансформирования под спальные места. Хорошо продуманная система отопления, вентиляция салона, режим подачи воздуха, исключающий запотевание стёкол, широкие кресла в достаточном жизненном пространстве, шумоизоляция обеспечивали тот уровень комфорта, при котором водитель и пассажиры чувствовали удовлетворение. Багажник отличается рациональностью и вместительностью.
Тюнинг автомобиля
Тюнинг автомобиля обычно предусматривает доработку, модернизацию, исправление дефектов внешнего вида. Это относится к изменениям в состоянии корпуса машины, салона, ходовой части, двигателя. Обычно работу начинают с замены резины и дисков. Кованые диски самые прочные и надёжные, но дороже литых дисков.
В комплекте с широкой резиной, после реконструкции колёсных ниш, смотрятся они одинаково эффектно, но вопрос цены решать автолюбителю. Дополнительную привлекательность в экстерьер вносит хорошая оптика и подсветка из светодиодов, однако чрезмерное увлечение подсветкой скорее будет свидетельствовать о плохом вкусе.
Можно подумать о замене бампера как самой выдающейся обвески кузова, например на объёмный бампер. Это улучшит аэродинамику, создаст спортивный и вызывающий вид. В салоне можно установить музыкальный центр с сабвуфером, заменить панель приборов. Весомый вклад в интерьер вносит перетяжка обивки салона, создавая особый колорит и улучшая эстетику, обращая внимание на утончённость вкуса владельца.
Кузов «ВАЗ 2101» — первоочередная цель изменений. Здесь можно выбрать два направления:
- Ретро — для тех, кто с трепетом воспринимает неизменность внешнего облика автомобиля;
- Инжиниринг — для любителей современных форм в которых можно выразить собственную индивидуальность.
Сюда можно включить:
- Усиление жесткости кузова, как важной части процесса модернизации, для продления жизни машины и повышения надёжности;
- Изменение прежнего внешнего вида за счёт установки декоративных элементов, замены бампера, установки спойлера и юбки, аэрографии;
- Глубокий тюнинг корпуса машины коренным образом меняющий дизайн «2101».
Нередко днище «ВАЗ 2101» нуждается в радикальном восстановлении. Такая работа требует мастерства, хорошего знания конструкции кузова и необходимого набора инструментов: сварочного полуавтомата для сварки в углекислотной среде, болгарки с набором отрезных и зачистных кругов, дрели, домкрата, деревянных колодок, струбцин, гаечных ключей, различных зубил, плоскогубцев, материалов для покраски.
Тюнинг салона «ВАЗ 2101» — находка для самобытного автомобильного дизайнера. Предоставляется обширное поле для самовыражения в гамме отделочных материалов высокого качества, например: покрытие сидений чехлами из натуральной кожи со спец.пропиткой, применение синтетической ткани «алькантара» со свойствами замша, устойчивой к воздействиям различного рода. Такая отделка придаст интерьеру изысканность.
Революционные изменения могут быть направлены на:
- Гармоничный подбор расцветок;
- Реконструкцию водительского места, приборной панели (установка выразительных приборных шкал с яркой, но не ослепляющей подсветкой);
- Замену передних сидений на современные кресла с широким набором регулировок, атрибутами подогрева и проветривания;
- Придание задним сиденьям анатомических форм;
- Монтаж климат — контроля;
- Монтаж в багажник «ВАЗ 2101» сабвуфера;
- Замену механических подъёмников стёкол на электроподъёмники.
Если воплощённые в тюнинг усилия, время, средства принесли радость автолюбителю и окружающим, то такие затраты можно считать успешным вложением в стоящее дело.
Двигатель «ВАЗ 2101» подвергается тюнингу в том случае, если стоит цель повысить его мощность.
Приведённый здесь способ не включает кардинальных изменений мотора.
Он предусматривает:
- Замену стандартного воздушного фильтра на «нулевик», что по мнению специалистов содействует росту мощности на 3 — 5 л/с. Некоторые утверждают, что такая замена оправдана только под изменённый «спортивный» двигатель;
- Установку прямоточного глушителя;
- Снятие шероховатостей в коллекторе, полировку каналов головки блока цилиндров, что увеличивает мощность мотора на 5 — 8 л/с;
- Установку турбированного компрессора.
Технические характеристики
Двигатель «2101» — родоначальника для всех моделей — карбюраторный. Распредвал имеет верхнее расположение. Привод механизма газораспределения цепной. Ресурс мотора более 18 тысяч километров. Собранный двигатель совместно со сцеплением и КПП крепится к передней и задней поперечинам через три амортизационные опоры. Сцепление сухое постоянно замкнутое, однодисковое. Подвеска независимая с пружиной и амортизатором телескопического типа.
Силовой агрегат | |
Модель двигателя | 2101 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 76х66 |
Рабочий объем, л | 1,2 |
Степень сжатия | 8,5 |
Номинальная мощность, л/с | 58,7 |
Максимальный крутящий момент, кгс/м | 8,7 |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Трансмиссия | |
Сцепление | однодисковое с центральной нажимной пружиной |
КПП ВАЗ 2101 | механическая, трехходовая, четырехступенчатая |
Карданная передача | два вала с промежуточной эластичной опорой |
Главная передача | коническая, гипоидная |
Ходовая часть | |
Подвеска передних колес | независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска задних колес | зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
Колеса | дисковые штампованные |
Рулевое управление | |
Редуктор рулевого механизма | глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
передаточное число | 16,4 |
Рулевой привод | трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов |
Тормозная система | |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов |
Привод рабочих тормозов | ножной гидравлический, двухконтурный |
Стояночный тормоз | ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов |
Эксплуатационные данные | |
Объем бензобака «ВАЗ 2101», л | 39 |
Расход топлива «2101» в городе | 9.4 л/100 км |
Расход топлива на шоссе | 6.9 л/100 км |
Время разгона (0-100 км/ч) | 22 сек. |
Клиренс, мм | 170 |
Снаряженная масса автомобиля | 955 кг |
Размер шин | 155 SR13 |
Радиус поворота, м | 5.6 |
Масса снаряженная, кг | 1355 |
Модификации
- 2101 — Базовая модель. Четыре двери. «Седан». В очень малом количестве выпускался как «лимузин» и «пикап».Мощность 58,7 л/с.
- 2102 — «Универсал». Выпуск с 1971г. по 1985г. Для перевозки грузов и пассажиров. Пружины и амортизаторы подвески усилены.Заднее сиденье откидное для увеличения багажного отделения. Низкий уровень наружной стенки багажника облегчил погрузку и загрузку. Мощность 62 л/с.
- 2103 — интерпретация «копейки». 1972г. — 2005г (Экспортный вариант «Лада 1500»).Салон и багажник «люкс». Мощность 77 л/с.
- 2105 — Модель положила начало вазовским машинам второго поколения. Модернизирован экстерьер и интерьер. Впервые привод ГРМ ременной. Обогрев заднего окна и обдув стёкол дверей. КПП пятиступенчатая. 1983г. — 2010г. 75 л/с.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Относительный внутренний комфорт;
- Хороший обогрев в зимнее время;
- Хорошая вентиляция, шумоизоляция,
- Беспроблемный запуск двигателя на холоде;
- Экономичная, дешёвая, простая в ремонте;
- Просторный салон, вместительный багажник.
- Плавность хода, хорошая динамика.
Минусы машины
- Неудачная эргономика сидений;
- Отсутствие активной безопасности;
- Ограниченный ресурс до кап.ремонта;
- Нет гидроусилителя;
- Малая средняя скорость;
- Невысокая антикоррозийная защита;
- Недостаточная жёсткость корпуса автомобиля;
- Низкий ресурс распределительного вала.
Двигатель | 1.2л, 8-кл. | 1.2л, 8-кл. | 1.3л, 8-кл. |
---|---|---|---|
Длина, мм | 4073 | 4043 | 4043 |
Ширина, мм | 1611 | 1611 | 1611 |
Высота, мм | 1440 | 1440 | 1440 |
Колесная база, мм | 2424 | 2424 | 2424 |
Колея передняя, мм | 1349 | 1349 | 1349 |
Колея задняя, мм | 1305 | 1305 | 1305 |
Клиренс, мм | 170 | 170 | 170 |
Объем багажника минимальный, л | 325 | 325 | 325 |
Тип кузова/кол-во дверей | Седан/4 | ||
Расположение двигателя | Спереди, продольно | ||
Объем двигателя, см 3 | 1198 | 1198 | 1300 |
Тип цилиндра | Рядный | ||
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Ход поршня, мм | 66 | 66 | 66 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 | 76 | 79 |
Cтепень сжатия | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 | 2 | 2 |
Система питания | Карбюратор | ||
Мощность, л.с./об. мин. | 64/5600 | 64/5600 | 70/5600 |
Крутящий момент | 89/3400 | 89/3400 | 96/3400 |
Тип топлива | АИ-92 | АИ-92 | АИ-92 |
Привод | Задний | Задний | Задний |
Тип КПП / кол-во передач | МКПП/4 | МКПП/4 | МКПП/4 |
Передаточное отношение главной пары | 4,3 | 4,1 | 4,1 |
Тип передней подвески | Двойной поперечный рычаг | ||
Тип задней подвески | Винтовая пружина | ||
Тип рулевого управления | Червячный редуктор | ||
Объем топливного бака, л | 39 | 39 | 39 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 142 | 145 |
Снаряженная масса автомобиля, кг | 955 | 955 | 955 |
Допустимая полная масса, кг | 1355 | 1355 | 1355 |
Шины | 155 SR13 | 165/70 SR13 | 155 SR13 |
Время разгона (0-100 км/ч), с | 22 | 20 | 18 |
Расход топлива в городском цикле, л | 9,4 | 9,4 | 11 |
Расход топлива в загородном цикле, л | 6,9 | 6,9 | 8 |
Расход топлива в смешанном цикле, л | 9,2 | 9,2 | - |
Краткое описание и история
Именно ВАЗ 2101 является старейшей моделью Волжского Автозавода, с которой началась история отечественного автопрома. 19 апреля 1970 года с конвейера завода сошла первая малолитражка. За основу модели был взят Fiat 124 1966 модельного года. По сути первые «копейки» были практически итальянскими машинами, т.к. технические характеристики ваз 2101 и fait 124 мало чем отличались друг от друга: двигатель объемом 1,2 литра и начального уровня отделка салона. Разницы между автомобилями не было практически никакой.
В дальнейшем отечественные автоконструкторы существенно доработали конструкцию автомобиля под условия эксплуатации в нашей стране. Дорожный просвет был увеличен, т.к. качество дорожного покрытия не всегда позволяло перемещаться с удобством и комфортом. Были значительно усилены кузов и подвеска, тем самым улучшив технические характеристики ВАЗ 2101. Задние дисковые тормоза от fiat были заменены на барабанные. Это объяснялось их долговечностью и стойкостью к пыли и грязи, которой хватало всегда.
Изменениям подверглось практически все, в том числе и конструкция двигателя. Было увеличено расстояние между цилиндрами (это давало возможность растачивать диаметр цилиндров), распредвал перенесен в головку цилиндров. Помимо двигателя изменениям подверглись сцепление, коробка передач, задняя подвеска. В результате вес автомобиля увеличился на 90 кг. Всего насчитывалось более 800 изменений и отличий в конструкции ваз 2101.
С 1970 по 1986 годы на заводе было собрано около трех миллионов автомобилей ВАЗ 2101. Спустя 19 лет с момента схода автомобиля с конвеера, первый товарный экземпляр занял почетное место в музее АвтоВАЗа.
Тюнинг ВАЗ 2101
ВАЗ-2101 | |
---|---|
Производитель | Волжский автомобильный завод |
Марка | ВАЗ-2101 |
Тип | |
Объём | 1198 см 3 |
Максимальная мощность | 47,2 кВт (64 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 87,3 Н·м , при 3400 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Макс. скорость | 137 |
Разгон до 100 км/ч | 23 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Степень сжатия | 8,5 (8,8 до 1973 г.) |
Система питания | двухкамерный вертикальный карбюратор ДААЗ-2101 (Weber 32 DCR) с последовательным открытием дросселей |
Охлаждение | |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тактность (число тактов) | 4 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо | АИ-93 |
ВАЗ-21011 | |
---|---|
Производитель | Волжский автомобильный завод |
Марка | ВАЗ-21011 |
Тип | карбюраторный бензиновый с верхним расположением распределительного вала |
Объём | 1294 см 3 |
Максимальная мощность | 50,7 кВт (69 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 94,3 Н·м , при 3400 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Макс. скорость | 140 |
Разгон до 100 км/ч | 18 |
Диаметр цилиндра | 79 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Степень сжатия | 8,5 |
Система питания | двухкамерный вертикальный карбюратор ДААЗ-2105 «Озон» с последовательным открытием дросселей |
Охлаждение | жидкостное закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тактность (число тактов) | 4 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо | АИ-93 |
4-ступ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число ступеней | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Передаточные отношения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 передача | 3,75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 передача | 2,30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 передача | 1,49 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 передача | 1,00 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задняя передача | 3,87 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип шестерней |
переднего хода - косозубые, с постоянным зацеплением; Заднего хода - прямые ВАЗ-2101 «Жигули» - советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан . Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе . На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ , которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём ». За все время производства (с 1970 по 1988 годы) Волжский автомобильный завод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан.
История созданияЛетом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов . Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель - абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами. Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия . В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы , спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя - полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП . Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль-первой» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT , накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года , ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 «единичек», в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год , когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. Происхождение названияНормаль 1966 годаНеобходимо отметить, что ВАЗовские первенцы оказались первыми советскими автомобилями, к которым был применён новый отраслевой документ - нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения подвижного состава : каждой новой модели автомобиля или прицепа присваивается индекс, состоящий из четырёх цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа) и его назначение. Вторые две цифры - модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. Шестая цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 - резерв для других экспортных модификаций. Некоторые машины имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т. д., указывающие на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом обычно ставится буквенное обозначение завода, разрабатывавшего или выпускающего данную модель. Например, индекс автомобиля ВАЗ-21011 расшифровывается так: ВАЗ - производитель: Волжский автозавод; 21 - автомобиль малого класса с двигателем от 1200 до 1800 см³; 01 - первая модель, зарегистрированная в этом классе; 1 - первая модификация базового автомобиля, отличающаяся установкой другого двигателя, в данном случае объёмом 1300 см³. «Жигули»Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём » в августе 1968 года [ ] . Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года . Тогда же оно было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова. В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала - «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, - «копейка». МодификацииМассовые: Праворульные:
Малосерийные:
Специальные: Экспортный вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей было отправлено в страны Социалистического содружества - ГДР , Чехословакию , Болгарию , Венгрию и Югославию . Вскоре «Лады» появились на дорогах ФРГ , Франции , Великобритании , Австрии , Швейцарии , Финляндии , Швеции , маршрутные такси, где тольяттинские машины даже были выведены в отдельный класс «Жигули». А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71» . Маршрут этого ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев к тому же удостоились и наград в личном зачете. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы-73» , где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу. ВАЗ-2101 в качестве гоночного болида была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 80-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge . Впоследствии модель долгие годы не сходила с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и сегодня. Сити Мотор спорт казалось, что гонка уже проиграна, главное, дойти до финиша. Но вдруг пошёл дождь, и мощность перестала играть решающую роль. Экипаж принялся отвоёвывать позицию за позицией. Сначала обошли лидера зачёта автомобилей выпуска с 1966-го по 1971-й год (немецкий чемпионат исторических гонок проходит в несколько этапов) - синей Alfa Romeo, выступавшей в классе до 1600 см³. Этот автомобиль уже в те годы сходил с заводского конвейера с двухвальным мотором и сдвоенными карбюраторами Weber . Потом ВАЗ-2101 стал обгонять «ягуары» и «порше». Финишировал экипаж ВАЗ-2101 на тридцатой позиции и на первом месте в классе . В 2010 году ВАЗ-2101 опять вышел на трек. На этот раз команда Михаила Горбачева приняла участие в соревновании FHR Historischer Langstrecken Cup , проводимом на полной версии трассы Нюрбургринг. Дело в том, что на Северной петле с 1953-го по 1983-й годы проводились престижные международные гонки на 1000 км. В них участвовали автомобили известных мировых производителей. Советских машин среди них никогда не было. Сегодня такое возможно, так как немцы возродили легендарные гонки для исторических автомобилей. Подготовка машины к старту осуществлялась при поддержке компании Rossauto . Модифицировать кузов по правилам Группы 1 запрещено, поэтому белая «единичка» выглядит ещё более серийно, чем серебристая, участвовавшая в гонке 2004 года. Подвеска осталась стандартной - установили лишь амортизаторы Koni Sport . Двигатель претерпел более серьёзные изменения. Его расточили до 1300 см³, установили спортивный распредвал и два сдвоенных карбюратора Weber 40 DCOE . Теоретически именно в такой комплектации машина могла бы участвовать в международных гонках в самом начале семидесятых годов. Главными соперниками «единички» были автомобили с объёмом двигателя до 1300 см³, выпущенные с 1965-го по 1971-й годы. В составе экипажа были представлены Андрей Олейников, журналист и инструктор по вождению Дмитрий Соколов и прекрасно знающий коварную трассу Алексей Мочанов . В непростых погодных условиях проявила себя и машина, которая хорошо управлялась, и спортсмены, не допустившие серьёзных ошибок. Из условных одноклассников российско-украинский экипаж уступил лишь гонщикам на NSU . Принципиальные конкуренты на Ford Escort 1300GT показали лучшую среднюю скорость на круге, но на финише оказались позади. Всего ВАЗ-2101 находился в гонке 7 часов и 6 минут, израсходовав более 200 литров топлива, на каждом круге три раза разгонялся до скорости под 180 км/ч (при 7500 об/мин) и в итоге, ведомый Андреем Олейниковым, увидел финишный флаг. Из иностранцев у команды в активе четвёртый результат, и 56-й в абсолюте. Всего финишировало 70 автомобилей, так что и в общем зачёте ВАЗ-2101 обошёл несколько экипажей на Porsche и BMW. Никогда до этого за свою долгую спортивную жизнь ВАЗ-2101 не находился непрерывно в гонке целых 7 часов . Литература
Всем известно, что ВАЗ 2101, или в простонародье «Копейка», скопировала внешние признаки и технические особенности от итальянской модели Fiat-124 1966 года. Конечно, все материалы для производства использовались только советские. В первой очереди завода было принято в эксплуатацию 24 марта 1971 года и была рассчитано выпустить 220 000 автомобилей в год. Следующий год удвоил производственные мощности АвтоВаза. ВАЗ-2101 создавался как маломощный автомобиль (объем четырехцилиндрового двигателя составлял 1,2 л; мощность – 62 л.с. при 600 об/мин; максимальная скорость – 140 км/час) и с относительно низкой ценой, для того, чтобы каждый смог позволить себе приобрести легендарный авто. Если сравнивать с итальянским прототипом, ВАЗ-2101 обрел задние барабанные тормоза (вместо дисковых), которые были более долговечные и стойкие к загрязнениям. Согласно особенностям наших дорог, также был увеличен дорожный просвет, усилены кузов и подвеска. Все последующие годы модель ВАЗ дорабатывалась и подвергалась модификациям. Но даже в таком (первозданном) виде ВАЗ-2101 выпускался до 1982 года и стал поистине «народным» автомобилем. Характеристика ВАЗ 2101Отечественные автоконструкторы уделяли особое внимание доработкам ВАЗ 2101 для более комфортных условий эксплуатации именно в нашей стране. Как известно, дорожное покрытие в России существенно отличается от Италии, поэтому были значительно усилены кузов и подвеска, что позволило улучшить технические характеристики ВАЗ 2101. Задние дисковые тормоза от Fiat были заменены на барабанные. Это объяснялось их долговечностью и стойкостью к пыли и грязи, которыми славились советские дорожные пути. Изменений коснулось практически все, а главное - конструкция двигателя. Автомобильные конструкторы увеличили расстояние между цилиндрами (это давало возможность растачивать диаметр цилиндров), перенесли распредвал в головку цилиндров. Изменения коснулись также сцепления, коробки передач, задней подвески. В итоге вес автомобиля увеличился на 90 кг. Всего насчитывалось более 800 изменений и отличий в конструкции ваз 2101. С 1970 по 1986 годы завод выпустил почти три миллиона автомобилей ВАЗ 2101. Когда прошло 19 лет после выпуска автомобиля, музей АвтоВаза пополнился новой достопримечательностью - ВАЗ-2101. Технические параметры ВАЗ 2101
Модификации ВАЗ-2101Массовый выпуск ВАЗ-2101:ВАЗ-2101 «Жигули» - первоначальный вариант, двигатель 1,2 л. (1970-1983); ВАЗ-21011 «Жигули-1300» - так называемая «ноль одиннадцатая» - основные изменения пришлись на модификацию кузова. Этот автомобиль оснащался отличной решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения. Бамперы лишились «клыков» и получили взамен по периметру резиновые накладки. На стойках кузова ВАЗ-21011 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решётками, стоп-сигналы и указатели поворота получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать фонарь заднего хода (1974-1983). Изменениям подвергся и салон, ставший более комфортным, а также пепельницы, для которых нашли новое место на панелях дверей. Гофрированные серебристые вставки на приборной панели уступили место вставкам "под дерево", а руль лишился хромированного кольца. В дополнение к этому модификация получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объёмом 1,3 л. ВАЗ-21013 «Lada-1200s»- отличается от ВАЗ-21011 двигателем ВАЗ-2101 меньшей мощности (рабочий объём 1,2 л) (1977-1988); Праворульные ВАЗ-2101:Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух версий «Жигулей» - ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011). Они отличались усиленной пружиной подвески правого переднего колеса, так как при переносе органов управления на правую сторону распределение массы машины оказывалось неравномерным. Автомобиль производился в течение 1974-1982. Малосерийные ВАЗ-2101:ВАЗ-21015 «Карат» - модификация для спецслужб, оборудованная двигателем. ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком, пружинами задней подвески от ВАЗ-2102, точками для установки спецоборудования. ВАЗ-21018 - роторный двигатель ВАЗ-311 (односекционный), 70 л. с.; ВАЗ-21019 - роторный двигатель ВАЗ-411 (двухсекционный), 120 л. с.; ВАЗ-2101 пикап - вариант с кузовом пикап, имевший грузоподъёмность 250-300 кг. Специальные ВАЗ-2101:ВАЗ-2101-94 - данная модификация представляла собой ВАЗ-2101, укомплектованный двигателем рабочим объёмом 1,5 л от ВАЗ-2103. Автомобиль в первую очередь предназначался для милиции и спецслужб. ВАЗ-21016 - кузов ВАЗ-2101 с 1,3 л двигателем ВАЗ-21011. Экспортный вариант автомобиля назывался Lada 1200. Более 57 000 автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества. Производство автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 было прекращено в 1983 году, в связи с увеличением производства новой модели ВАЗ-2105. Далее стали изготавливать только модификацию ВАЗ-21013, производство которой завершилось лишь в 1988 году. Об этой машине можно много чего написать, но в то же время… о ней и так все знают. Еще бы, ведь в своё время «копейка» была машиной – мечтой для десятков миллионов советских автовладельцев, как тех, кто уже ездил на других автомобилях, прежде всего старых Москвичах, Запорожцах, «Победах», так и тех кто мечтал впервые сесть за руль новой «советской иномарки», ведь «копейка» в своё время, как потомок итальянского Фиата привнесла в советский автопром множество новшеств. Шли годы, одна эпоха сменила другую, «Копейка» перестала быть автомобилем мечтой, но для многих людей моего возраста, кому от 30 до 40 лет сейчас, она стала первой машиной, первой собственной машиной с которой связано множество воспоминаний, ну а найти человека, который ни разу бы не ездил на этой машине, я уверен, в нашей стране, просто невозможно. Если Москвич 412 и его многочисленные рестайлинги можно назвать народными автомобилем в СССР, то «Копейка», без всяких сомнений, автомобиль – эпоха, ведь для её выпуска пришлось строить гигантский автозавод. Интересный факт. Городов – претендентов на строительство автозавода было несколько – Ярославль, Горький, Белгород, Минск, и даже город спутник Киева – Бровары. Города определялись по соответствию ряду требований – хорошо развитой транспортной инфраструктурой, близости к источникам большого количества строительных материалов, и наличию в регионе уже действующих машиностроительных заводов, в таких городах уровень осведомлённости народа к технике повыше, следовательно, проще проводить кадровую подготовку. Но победителем конкурса на строительство автогиганта стал Ставрополь-на-Волге, позже переименованный в Тольятти, в честь тогдашнего генсекаитальянской компартии Пальмиро Тольятти. Во многом появление ВАЗа обязано именно хорошим дружеским отношениям советской партийной элиты с итальянскими коммунистами. Выбор в пользу Фиата произошел по ряду многих причин, и дружба советских коммунистов с итальянскими - лишь одна из них. Фиат предложил более выгодные, по сравнению с французами условия, а сам предшественник «Копейки», FIAT-124 стал в 1966 году автомобилем года в Европе. Стройка автозавода началась в 1967 году и шла ударными темпами, вместо плановых шести лет завод возвели за три года. Для конца 60-х годов FIAT-124 был машиной вполне современной, а в чем-то даже и передовой. Вот только задний привод, в те времена когда в Европе продвинутым считался передний, да двигатель с нижним положением распредвала выдавали в машине старую добрую классику. Но в первозданном виде FIAT на Волжском автозаводе в производство не пошел, несмотря на сильное внешнее сходство машин, у «Жигулей» от своего итальянского предшественника множество отличий. Пока строился завод, итальянские машины проходили испытания на выносливость в СССР, в разных дорожных условиях, в разных климатических зонах от Крыма до Воркуты, правда, ехали они в такую даль не своим ходом, а на поезде. Итальянские машины не выдерживали испытаний, сыпалисьуже после 5 тыс. километров наших дорог и направлений, и по результатам испытаний в конструкцию «Копейки» было внесено множество изменений. Значительное количество изменений было внесено в конструкцию кузова, его пришлось усиливать во множестве мест, изначально ведь FIAT-124 разрабатывался с расчётом на европейские дороги, а не на наши реалии. Изменения коснулись подвески, на Фиате сзади амортизаторы были внутри пружин, усилили шаровые опоры, диаметр диска сцепления был увеличен с 182 до 220 мм, к сожалению, задние дисковые тормоза уступили место более простым и неприхотливых в наших условиях барабанным. Следует, впрочем, отметить, что на Фиате с задними дисковыми тормозами тоже поспешили, они хоть и были эффективнее барабанных но требовали большего внимания и частого обслуживания, и некоторое время последующие модели Фиатов сходили с конвейера с барабанными задними тормозами. Редуктор заднего моста и коробка передач так же подверглись изменениям. Серьёзным изменениям подвергся двигатель, распредвал переместился в головку блока, были изменены система смазки, система охлаждения. В сумме, в конструкцию FIAT-124 было внесено около 800 изменений, перед тем как он стал привычной нам машиной, «Жигулями», «копейкой». Над внесением изменений в конструкцию работали итальянские инженеры. С 1966 по 1970 год было собрано 35 различных образцов автомобиля, для проведения всесторонний испытаний. Пока строился завод, предсерийные образцы «копейки» намотали по советским дорогам и бездорожьям 2.5 миллиона километров. Серийное производство «копейки» началось 19 апреля 1970 года. Выйдя из ворот нового автозавода, новый автомобиль произвел настоящий фурор на советском авторынке. Машина была динамичная, несмотря на относительно небольшую мощность 1.2 литрового двигателя в 62 л.с. Машина была элегантна, пробуждала интерес даже у прекрасной половины, мотивируя её представительниц идти в автошколу, если конечно у семьи была возможность приобрести этот ставший вмиг популярным и дефицитным автомобиль. Машина подарила советским автовладельцам доселе невиданное удобство – зимой не нужно было сливать из системы охлаждения воду при простое машины, в системе охлаждения был антифриз, известный нам под торговой маркой «Тосол». А еще, «копейка» подарила советскому автолюбителю автосервис. Создание сети СТО для обслуживания автомобилей было одним из основных требований итальянцев, согласно контракта. В общем, без каких либо преувеличений, с появлением «копейки» у советских автовладельцев началась новая эпоха… Технические характеристики и устройство ВАЗ-2101, я думаю, описывать нет смысла. Их многие уз нас узнали на собственном опыте, с гаечными ключами в руках, познавая тонкости автомеханики. Много нареканий вызывает рулевое управление, оно очень простое – червячно-роликовый редуктор, лишенный каких либо усилителей, и поворот руля на вазовской классике требует немалых усилий. Но причина тугого руля кроется не только в конструкции редуктора. С завода «копейка» шла на узкой резине 155 R13, это штатные, родные для «Лады» колёса. И при этом диаметр рулевого колеса был немаленький. Сейчас же всё с точностью до наоборот, стандартной для вазовской классики считается 175 R13, а руль ставят «спортивный», малого диаметра. Вот из-за этого и тяжело рулить, особенно когда машина стоит на месте. Включение передач четырёхступенчатой механической коробки отличается четкостью даже по прошествии многих лет и десятков тысяч километров пробега, чего увы, нельзя сказать о «Москвичах». По паспорту разгон машины с нуля до ста занимает 22 секунды, что соответствует действительности на хорошей ровной трассе, хорошо отрегулированном карбюраторе, живом, бодром моторе и отсутствии сильного встречного ветра. Максимальная скорость – 140 км/час. Расход топлива по паспорту в городском цикле около 9.5 литров на 100 км, плюс-минус литр это тоже соответствует действительности. Салон можно назвать лаконичным, передние сидения можно было разложить, образовав спальные места, удобными их, как и сами сидения, назвать не получается. Вообще, по эргономике места водителя «копейка» отставала от Москвича 412, но это тема отдельной статьи. За время производства ВАЗ-2101 и её модификация ВАЗ-21011 с двигателем 1.3 литра, с 1970 по 1988 год было выпушено 2.7 миллиона машин. «Копейка» пользовалась популярностью не только внутри страны но и за рубежом, куда экспортировалась под красивым названием «LADA», причем не только в страны соцлагеря, но и во Францию, Британию, Швецию, Австрию, поставлялась в Африку и на Кубу, где «копейки» ездят до сих пор. У нас же «копейку» можно встретить и сейчас, наверное, в любом уголке страны, по большей части, конечно, в глубинке, где не простота конструкции, неприхотливость и доступность запчастей в ближайшем сельском магазине ценятся больше, чем топовая комплектация разных новых европейских и корейских представителей автомобильного масс-маркета. В то же время, несмотря на распространённость «Жигулей», найти сейчас достойный экземпляр ВАЗ-2101, в оригинале, с кузовом не подвергавшимся переварке и перекраске в 10-й раз, очень сложно. Хорошо сохранившиеся ВАЗ 2101 – полноценные янгтаймеры, представляющие собой уже коллекционную ценность, и стоят уже соответствующих такой ценности денег, а обычную «копейку» можно купить за 10-25 тыс. рублей. Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите. |