Самая необычная обзорная экскурсия: на автобусе-амфибии по Будапешту. Автобус-амфибия в будапеште заранее стоит покупaть билеты
Шотландский конструктор Джордж Смит шесть лет работал над созданием автобуса, который мог бы в равной степени передвигаться и по асфальту, и по воде. И вот, наконец, его работа завершена. Первый в мире автобус-амфибия создан и введен в эксплуатацию.
Внешне этот необычный транспорт мало чем отличается от обычных автобусов, бороздящих дороги по всему миру. Вот только он обладает подвесным лодочным мотором и герметическим салоном, которые позволяют ему двигаться не только по дорогам, но и по воде. Максимальная скорость этого автобуса-амфибии в водной среде составляет 15 километров в час.
Предназначен этот автобус-амфибия, в первую очередь, для туристических целей. Ведь это же так замечательно! Автобус с туристами ездит по улицам города, экскурсовод рассказывает то про один выдающийся объект, то про другой, и тут транспортное средство сворачивает в воду. Никаких пробок, отличный обзор на прибрежные достопримечательности, море восторга у туристов.
Автобус имеет пятьдесят посадочных мест, каждое из которых оснащено кондиционером и DVD-плеером с жидкокристаллическим монитором. Кроме того, в автобусе есть биотуалет.
Первый такой туристический автобус-амфибия вышел на маршрут несколько месяцев назад в Сан-Франциско. А на днях в Будапеште появился первый автобус-амфибия в Европе. Стоимость экскурсионного тура на последнем – 27 евро для взрослых туристов и 20 для детей от 6 до 14 лет.
Несмотря на высокую стоимость этих необычных автобусов (она составляет 416 тысяч долларов), итальянская компания AmphiCoach, занимающаяся их производством, уже получила 30 заказов.
В будущем году столица намерена закупить пять туристических автобусов-амфибий, которые будут нырять с дороги в реку прямо с пассажирами.
Согласно проекту бюджета города на 2019 год, опубликованному на сайте Мосгордумы, городскому перевозчику "Мосгортрансу" предполагается выделить субсидию на покупку автобусов-амфибий в размере 350 миллионов рублей, а затем ежегодно платить по 50 миллионов на их содержание.
Звучит фантастически, тем не менее для многих городов мира плавающие автобусы в течение уже нескольких лет реальность. Например, они ездят и ныряют в воду в американском Сан-Франциско, венгерском Будапеште, немецком Гамбурге, голландском Амстердаме. Верхняя часть у них как у обычного автобуса, а нижняя - как у катера, со скошенным дном.
В России делают несколько машин-амфибий, в основном для нужд военных или спасателей, но до производства автобусов дело пока не доходило. У немцев ездит-плавает автобус, разработанный на шасси MAN, у американцев такой транспорт производит фирма CAMI - Cool Amphibious Manufactures International - "Крутое международное производство амфибий". Цена автобуса - от 650 тысяч долларов, или около 35 миллионов рублей по действующему курсу. Не так уж и дорого - для сравнения, обычный рейсовый автобус отечественного производства обходится примерно в 12-14 миллионов рублей.
Как сообщили "РГ" в пресс-службе Мосгортранса, на первом этапе планируется закупить пять автобусов-амфибий. "Мы надеемся, что в конкурсах поучаствуют и российские производители, и этот проект станет толчком к освоению в нашей стране нового подвижного состава", - заявили в Мосгортрансе.
Автобусы-амфибии уже перевозят пассажиров в американском Сан-Франциско, венгерском Будапеште, немецком Гамбурге и голландском Амстердаме
Очевидно, что необходимо будет проработать оптимальные маршруты, а также построить спуски в воду и выезды, с которых автобус сможет возвращаться на дорогу.
Сразу возникает вопрос - а зачем Москве такие автобусы? Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал "РГ":
У мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина есть идея опробовать весь арсенал транспортных систем, которые существуют в мире. Так Москва первой в мире уже сделала не спортивную, а пассажирскую канатную дорогу, ведущую к "Лужникам". Прорабатывается и концессионное соглашение о строительстве канатной дороги от станции метро "Сходненская" до станции "Речной вокзал" и ее интеграции в систему городского пассажирского транспорта. Городские власти занимаются разработкой речных перевозок пассажиров, и недавно уже заявили о своем намерении запустить регулярный речной маршрут от Нижних Мневников до Киевского вокзала. И вот на очереди еще одна новинка - автобус-амфибия. Понятно, что и канатка, и речной трамвай, и плавающий автобус будут пользоваться спросом лишь у второстепенного сегмента рынка транспортных услуг. Но если, скажем, у жителя Нагатинского затона появится возможность приехать домой не под землей, а по воде, кому от этого будет плохо? Тем более что бюджет Москвы позволяет столице такие расходы.
Свою точку зрения высказал и урбанист Аркадий Гершман:
Идея интересная, но совершенно непонятно, почему эти расходы на себя должен брать городской бюджет, а не бизнес? По его мнению автобусы-амфибии к общественному транспорту не имеют отношения, это скорее туристический аттракцион.
Но ведь власти и не скрывают, что покупают автобусы именно для туристов. Тем более что их поток в Москву растет сейчас, как никогда: если за 2017 год в российской столице побывали 21 млн туристов, то прогноз на 2018-й - 30 млн. Впрочем, в соцсетях пользователи ехидно замечают: автобусы-амфибии могут пригодиться во время ливней - в последние годы, в том числе из-за проблем с ливневой канализацией, в столице неоднократно образовывались такие глубокие лужи, что в них глохли машины. Ирония иронией, а между тем во Франции в эти дни выпала трехмесячная норма осадков и улицы населенных пунктов превратились в бурлящие реки. 13 человек погибли. И окажись там такие амфибии, кого-то они, быть может, и спасли бы.
На маршрутах движения автобусов-амфибий необходимо построить спуски в воду и выезды на дороги. Фото: GettyImages
Первый автобус-амфибия появился в Германии нынешним летом. Hafencity Riverbus работает в качестве экскурсионного транспорта в Гамбурге, развозя туристов как по суше, так и по воде – на реке Эльба.
Необычное судно на колесах построил местный умелец Фред Франкен. Идея соорудить нечто подобное пришла ему в голову еще 18 лет назад, когда Фред увидел пассажирскую амфибию в Сингапуре. Однако воплотить идею в жизнь удалось только через много лет. На постройку Hafencity Riverbus и его регистрацию понадобилось без малого четыре года.
Автобус-амфибия в нижней части представляет собой грузовик MAN, на шасси которого был установлен оригинальный кузов, изготовленный специализированной компанией в Венгрии. Технические характеристики не разглашаются. Судя по фотографиям, Hafencity Riverbus имеет длину около 10 метров и может перевозить до 40 человек. Примечательно, что в салоне даже имеются кнопки принудительной остановки. Понятное дело, что на реке их никто задействовать не будет, однако стандарты должны быть соблюдены. Получить разрешение на эксплуатацию плавающего автобуса было делом не одного месяца, так как амфибии в Германии еще не использовались для перевозки людей на регулярных маршрутах.
На данный момент автобус-амфибия курсирует по Эльбе только раз в неделю. Поэтому необычный экскурсионный тур пользуется огромной популярностью как у туристов, так и у местных жителей. За два месяца работы Hafencity Riverbus обслужил свыше 6000 человек. А вот техническое обслуживание самой машины дело непростое, так как это и грузовик, и автобус и речной трамвай в одном лице, точнее в одном корпусе.
Необычный плавающий городской автобус появился в Гамбурге и уже сам стал одной из достопримечательностей древнего немецкого города.
Представьте, садишься в обычный рейсовый туристический бус, катаешься по городу, слушаешь сказки гида, смотришь памятники и чего там тебе ещё нагрузят под маркой диковинок. И вдруг автобус выруливает с асфальтированной дороги на пляж, подъезжает к кромке воды, въезжает в реку и продолжает движение уже как катер. Туристы в восторге!
Плавающий автобус или полноценное речное судно с колесами
Можно ли вообще причислить это транспортное средство в Гамбурге к категории суден? Глядя на необычный речной автобус Hafencity Riverbus, понимаешь, что на самом деле в нем понемногу от каждого. Причем соотношение возможностей позволяет качественно выполнять требуемые функции как в воде так и на суше.
По суше гамбургский речной автобус передвигается согласно графика, ничем на отличаясь от обычного городского автобуса. Он даже оснащен кнопками остановки по требованию, хотя эта опция всего лишь является необходимым условием для получения разрешения при регистрации маршрута. На самом деле получение разрешения составляло наибольшую проблему, так как по немецким законам в городском движении не предусмотрены амфибии.
Ещё одним необходимым условием оказалась рында, проще говоря корабельный колокол. Оказывается это не просто декорация, в туман или при поломке рации капитан обязан ею пользоваться по назначению.
Нонсенсом покажется необходимость установить на водный автобус якорь и антенную мачту, но пришлось сделать. Так же как и автомобильные номера пришлось переставить на крышу, над лобовым стеклом, чтобы стали заметны на воде.
На самом деле получение разрешения составляло наибольшую проблему, так как по немецким законам в городском движении не предусмотрены амфибии.
На согласования владелец земноводного автобуса потратил четыре года. Исключение из правил сделали только потому, что туристическая амфибия идеально подходит для речного города, так как преобладающее большинство местных достопримечательностей расположены или на берегу Эльбы или на воде. В итоге пришлось сделать два комплекта документов, оформить две страховки и уплатить двойные налоги.
«Идея для такого транспортного проекта зародилась у меня 18 лет назад. Тогда я увидел подобный аттракцион в Сингапуре, который вдохновил меня на создание улучшенного аналога в Гамбурге. — вспоминает владелец.»
Технические особенности
Под водонепроницаемым корпусом установлено шасси от грузовика MAN, предоставленного венгерской компанией. Вся остальная техническая информация особо не разглашается.
Плавающий автобус оборудован тремя дизельными двигателями. Один — на привод колес для движения на суше и два водомётных — для плавания. Водомёты создают реактивную струю, всасывая и выталкивая забортную воду, наподобие реактивного самолета.
Привычный автомобильный руль используется только для управления по дорогам. С момента спуска на воду он отключается и всё управление сводится на два джойстика, регулирующих мощность и поворачивающих сопло двигателя.
Скорость движения по воде 13 км/час, по судоходным стандартам это 7 узлов.
В салоне совершенно сухо. Высота пола превышает 2 метра от уровня земли. Для входа пассажиров сами двери при открывании превращаются в трап.
Важнейшей проблемой является техническое обслуживание, т.к. до сих пор не существует никаких подобных общественных транспортных средств, в итоге, технические условия эксплуатации и текущего ремонта приходится создавать на ходу, в процессе эксплуатации. Благо сотрудники компании Bus Sales North at MAN Truck & Bus Deutschland GmbH имеют необходимый профессиональный уровень технических знаний для быстрого определения любой детали, нуждающейся в ремонте.
Несмотря на профессионализм обслуживающего подрядчика, власти из соображений безопасности на всякий случай пока притормаживают новаторский проект. Речной автобус не закрыли, но для обязательного техобслуживания обязали выделить один день в неделю. Хотя первоначальные результаты показали огромный спрос на городские круизы:
«За первые два месяца рейсов, мы перевезли более 6000 пассажиров. -восторгался хозяин.»
В «неремонтные» дни 5 ежедневных рейсов. Каждая экскурсия длительностью 80 минут, 30 из них автобус плывет, собирая внимание восторженных посетителей прибрежных кафе на Эльбе.
Другие немецкие города с речными портами заинтересованно наблюдают за развитием событий в Гамбурге. И даже невзирая на неопределенность в отношении дорожного законодательства, у амфибии огромный потенциал для занятия прибыльной бизнес-ниши. В производство запущены пробные заказы ещё на семь земноводных автобусов.
Видео
Плавающий городской речной немецкий автобус
Создатель AvtoAdviser, Олег.
AvtoMan