Промышленный транспорт. Эксплуатация электрокаров. Автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары. Правила безопасности при их эксплуатации Инструкция по тб водителя электрокары

Меры безопасности при эксплуатации электропогрузчиков и аккумуляторных батарей


К управлению электропогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и практическую стажировку, хорошо усвоившие правила техники безопасности и эксплуатации и имеющие удостоверение на право управления электропогрузчиком.

При работе водитель должен руководствоваться следующими правилами: – до подъема груза необходимо убедиться, что масса груза не превышает допустимую грузоподъемность, так как перегрузка может привести к потере устойчивости электропогрузчика. Груз, безопасный при подъеме на ровной площадке, может привести к аварии при подъеме на наклонной плоскости; – размещают поднимаемый груз вплотную к вертикальной части вил и равномерно на обе вилы; – движение начинают, убедившись, что груз при транспортировке не развалится; за пределы вил груз может выступать не более чем на одну треть длины; – скорость движения не должна превышать: по главным проездам закрытых складов - 6 км/ч; в производственных помещениях - 5 км/ч; по переездам, рампам и боковым проездам закрытых складов - 3 км/ч; – нельзя допускать резкого торможения при движении с грузом; – во избежание опрокидывания поворачивают погрузчик плавно на пониженной скорости; – замедляют движение в местах скопления людей, в проходах, при проезде через ворота и двери, при проезде мимо дверей; – нельзя прикасаться к оголенным токоведущим частям; при профилактическом осмотре электрооборудования нужно разъединить штепсельные разъемы аккумуляторной батареи; – в случае отказа электрооборудования сначала выключают цепь управления ключом, а затем разъединяют штепсельные разъемы аккумуляторной батареи; -необходимо дать звуковой сигнал при трогании электропогрузчика с места вперед или назад, повороте, изменении направления движения, если вблизи находятся люди, при проезде мимо дверей.

Обнаружив неисправность электропогрузчика, следует прекратить работу, определить ее причину и поставить в известность технического руководителя. Категорически запрещается эксплуатировать неисправный электропогрузчик. Ответственность за работу на неисправном электропогрузчике несет водитель.

Необходимо выполнять правила дорожного движения, установленные для данной территории, на которой используется электропогрузчик.

При подъеме груза на высоту более 3,3 м и расположении его центра тяжести дальше 600 мм от спинки вил руководствуются графиком грузоподъемности.

При передвижении электропогрузчика с грузом и без груза раму грузоподъемника следует обязательно установить в транспортное положение, при котором вилы подняты от грунта на 150-300 мм, а рама полностью отклонена назад; наклоняют грузоподъемник с поднятым грузом вперед медленно только до вертикального положения, подставив предварительно опоры под вилы.

Если высота груза большая и он мешает водителю просматривать дорогу, то транспортировать его рекомендуется передвижением электропогрузчика задним ходом. Движение с грузом под уклон должно быть задним ходом, на уклон - передним.

Во время работы электропогрузчика нужно следить за степенью заряженности аккумуляторной батареи. При напряжении (при подъеме вил без груза) менее 39 В работу следует прекратить и батарею поставить на зарядку.

Запрещается: – оставлять на открытой батарее инструмент или другие металлические предметы; – закрывать крышку батареи без изоляционной прокладки; – пользоваться открытым огнем и курить вблизи батареи при работе или ремонте электропогрузчика; – хранить на электропогрузчике промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы; – покидать рабочее место при поднятом грузе. Если необходимо оставить электропогрузчик, надо опустить груз, затормозить машину стояночным тормозом и вынуть ключ из выключателя цепи управления; находиться под поднятым грузом; перевозить на электропогрузчике людей; выполнять погрузочно-разгрузочные работы под линиями электропередачи; – транспортировать груз, поднятый выше транспортного положения; – накачивать шины, снятые с электропогрузчика, без специального ограждения.

Техническое обслуживание гидрооборудования производят только при отсутствии в системе рабочего давления.

При эксплуатации аккумуляторных батарей запрещается: – курить или зажигать огонь около зарядных станций; разводить кислоту в стеклянной посуде; для этой цели используют свинцовые и эбонитовые баки; – добавлять в кислоту воду. Если кислоту необходимо развести, то ее малыми порциями добавляют в воду, а не наоборот; – во избежание коротких замыканий класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика; – прикасаться к оголенным частям электропроводки (клеммам, щитку).

При работе гаечным ключом и другими металлическими инструментами, чтобы не допустить коротких замыканий, нельзя одновременно прикасаться к разноименным выводным контактам аккумулятора.

В процессе приготовления электролита необходимо: при дроблении и растворении твердой щелочи надевать защитные очки, резиновые перчатки и резиновый фартук, так как твердая щелочь и электролит разъедают кожу лица и рук, одежду и обувь; при ожогах обращаться к врачу.

Места, облитые щелочью, обмывают 3%-ным раствором борной кислоты или струей воды.

При зарядке аккумулятора: – для предохранения от травмирования электрическим током надо пользоваться диэлектрическими резиновыми сапогами и перчатками; – при замерах напряжения переносным вольтметром нужно следить, чтобы наконечники его проводов были снабжены ручками из изоляционного материала.

Чистят батарею после отключения от зарядного устройства.

Температура электролита в средних аккумуляторах должна быть не более 43° С. При более высокой температуре выключают батарею и дают ей возможность остыть. Во время зарядки следят, чтобы не было выплескивания электролита из аккумуляторов. При самопроизвольном выплескивании электролит осторожно собирают с крышек и уменьшают его уровень в аккумуляторе.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе в качестве водителя погрузчика допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение на право работы водителем погрузчика;

обязательный медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья к управлению погрузчиком;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте;

проверку знаний в объеме не ниже второй группы по электробезопасности и должны иметь удостоверение по электробезопасности не ниже второй группы;

стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Водители погрузчика проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в шесть месяцев и ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

2. Водитель погрузчика обязан:

соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкции по эксплуатации погрузчика;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправности сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

немедленно сообщить руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях;

при необходимости обеспечивать доставку (сопровождение) потерпевшего в учреждение здравоохранения;

соблюдать правила личной гигиены;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя.

3. Водитель погрузчика должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, водителю погрузчика должны быть выданы следующие СИЗ.

Наименование

Костюм хлопчатобумажный 3Ми — 12 мес.

Рукавицы комбинированные Ми – до износа

Ботинки кожаные Мп – 12 мес.

На наружных работах зимой дополнительно

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Сапоги кирзовые утепленные СлТн30 — 24 мес.

Рукавицы утепленные Тн- до износа

4. Водителю погрузчика запрещено появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время и по месту работы.

5. В процессе работы на водителя погрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами изделия, конструкции и материалы;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенное напряжение электрического тока, которое может пройти через тело человека;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

недостаточная освещенность рабочего места;

физические и нервно-психические перегрузки.

6. Курить разрешается только в специально оборудованных местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом.

7. Водителю погрузчика запрещается:

управлять погрузчиком в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление погрузчиком лицу, находящемуся в таком состоянии;

управлять погрузчиком с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, неисправными приборами световой и звуковой сигнализации;

управлять незакрепленным за водителем погрузчиком;

покидать свое место или оставлять погрузчик, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение погрузчика.

8. Закрепление погрузчика за водителем оформляется приказом руководителя организации.

9. Погрузчик должен использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

10. Реконструкция и ремонт погрузчика, требующие внесения изменений в конструкцию машины, должны производиться по проекту и техническим условиям, разработанными организациями-изготовителями дорожно-строительной машины, головной и специализированными организациями, имеющими лицензию на проектирование.

11. Водитель погрузчика обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

12. За невыполнение данной инструкции водитель погрузчика несет ответственность в соответствии с законодательством.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работ

13. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

14. Проверить наличие в кабине погрузчика огнетушителя с опломбированной запорной арматурой, аптечки первой медицинской помощи, границы опасной зоны, средства связи водителя с рабочими, обслуживающими погрузчик и машинистами других машин. Рабочая зона в темное время суток должна быть освещена.

15. Произвести ежесменное техническое обслуживание и проверить:

крепление рычагов управления;

состояние тормозной системы. Тормоза считаются исправными , если погрузчик с рабочей нагрузкой останавливается на следующем расстоянии от начала торможения: 2,0 м — при скорости погрузчика 10 км/ч; 1,5 м — при скорости 7 км/ч; 1,0 м — при скорости 3 км/ч;

наличие и исправность плавких предохранителей;

исправность грузоподъемника (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника и т.п.). Убедиться в работе механизмов подъема и наклона в движении без груза;

исправность электрозамка;

крепление колес, состояние шин (давление в пневматических шинах);

работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения);

уровень электролита в аккумуляторной батарее;

исправность аккумуляторов. Крышка аккумуляторной батареи должна плотно прилегать к корпусу.

16. Периодически осматривать и смазывать механизм рулевого, управления, трущиеся части контроллера, тормозные рычаги и т.п. Контроллер проверять не реже одного раза в пять дней.

17. Проверить соответствие рабочего места следующим требованиям:

отсутствие посторонних предметов;

сиденье и спинка сиденья не должны иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов;

пол на рабочем месте должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

18. Проверить соответствие рабочих устройств погрузчиков (вилочных захватов, крюков, ковшей и т.п.) технической документации.

Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или нестойких грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы защелками или устройствами, надежно фиксирующими их на захваты.

19. К работе не допускаются погрузчики, имеющие следующие основные дефекты:

неотрегулированные и неисправные тормоза;

неисправные звуковые сигналы;

трещины в сварочных швах рамы и каретки грузоподъемника, вилочном захвате и др.;

цепи с дефектами или износом сверх установленных норм браковки;

шум, треск, скрежет в гидросистеме погрузчика;

ослабление креплений противовесов и их некомплектность;

течь в соединениях маслопроводов, гидросистемы и аккумуляторах;

ослабление крепления грузовых цепей к раме и каретке грузоподъемника;

отсутствие вращения хотя бы одного катка рамы и каретки;

ослабление крепления звездочек грузовых цепей;

ненадежное крепление пальцев цилиндров;

понижение давления в шинах, наличие на них сквозных пробоев и повреждения корда.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

20. Перед началом движения водитель погрузчика должен убедиться, что на пути следования отсутствуют работники, подать предупредительный сигнал и только после этого трогаться с места.

21. Особую осторожность необходимо соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью сигнальщика, которого должен назначить руководитель работ.

23. В зоне работы погрузчика не должны проходить пути ручной переноски и транспортировки грузов.

24. При движении соблюдать Правила движения для водителей транспорта. Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках с твердым и ровным покрытием, очищенным в зимнее время от снега и льда, а при гололеде – посыпанным песком.

25. Во время укладки (разборки) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны производиться перегрузочные работы.

26. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы. Снижать скорость в местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производствен­ные помещения.

27. Не превышать на территории предприятия скорость 5 км/ч; в узких, загроможденных местах, в помещениях и на по­воротах, при движении мимо ворот, дверей, штабелей З км/ч.

28. При встрече с пешеходами по пути движения предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не ме­нее 5 м; если пешеходы не сходят с дороги, остановить погрузчик.

29. При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пути движения.

30. При подаче погрузчика задним ходом, особенно в узких проездах, предварительно убедиться в том, что движению ничего не мешает.

31. Соблюдать дистанцию во избежание наезда при внезапной остановке. Расстояние до идущего впереди транспорта должно быть не менее 10 м, а на уклонах – не менее 20 м.

32. Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери.

33. Хранить при себе ключ от главного выключателя и коробки контроллера, не передавать ключ посторонним лицам.

34. Постоянно следить за состоянием аккумуляторов, не допускать их разряда ниже допустимых норм. Постоянно следить за тормозной системой, пользо­ваться тормозом как можно реже, заранее при этом выключая двигатель.

35. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо за­тормозить погрузчик до полной остановки.

36. Подъезжать к месту погрузки (выгрузки) на первой передаче, не тормозить резко при гололеде и мокрой, скользкой дороге.

37. Подъезжать вилочным захватом под тару или груз на малой скорости, вилы подводить так, чтобы груз располагался относительно их равномерно. Подводить вилы грузового захвата под поддон следует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа и наоборот. Укладывать длинномерные грузы спаренными погрузчиками под руководством специально выделенного лица.

38. При размещении груза на вилочном погрузчике следует соблюдать следующие требования:

груз должен размещаться на захватной вилке таким образом, чтобы не возникал опрокидывающий момент; при этом груз должен быть прижат к раме подъемника;

груз должен размещаться равномерно на обе лапы и может выходить вперед за пределы вилки не более чем на 1/3 длины лап;

крупногабаритные грузы разрешается укладывать выше защитного устройства, но не более одного места.

39. Производить захват груза вилочным захватом при на­клоне рамы «от себя», поднимать груз – при наклоне рамы «на себя». Производить наклон вилочного захвата с грузом медленно, плавно перемещая рычаг управления.

40. Подхватывать и оставлять груз только при обеспе­ченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата. Захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчика на пневматических шинах и 0,25 м – для погрузчика на грузошинах.

41. При работе погрузчика со стрелой необходимо сначала поднять груз, а потом производить его транспортирование. Запрещается сталкивать груз со штабеля и подтягивать его.

42. Перед подъемом и опусканием груза предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать. Подъем и складирование груза производить при условии, что погрузчик стоит на ровной горизонтальной поверхности.

43. Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилах электропогрузчика в зависимости от положения центра тяжести груза.

44. Вести нагруженный погрузчик при спуске под уклон свыше 3° только на заднем ходу и с малой скоростью. При транспортировании груза поднимать его на вы­соту не более 200-300 мм от поверхности пути, а наклон подъёмника «на себя» производить не полностью.

45. Соблюдать осторожность при транспортировке груза в узких проездах, не задевать штабели грузов при повороте. Перед въездом погрузчика в узкое место между штабелями, оборудованием, элементами конструкций зданий и сооружений водитель обязан остановить погрузчик и убедиться в отсутствии людей в зоне его работы.

Ставить погрузчик перед подъемом и опусканием груза на стояночный тормоз.

46. Устанавливать ящики в штабель по одному или готовыми пакетами.

47. Во время работы запрещается:

производить профилактическое обслуживание или ремонт погрузчика при поднятых грузозахватных устройствах (без страховки);

работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения груза;

укладывать грузы краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;

производить подъем и перемещение груза при помощи только одного захвата погрузчика;

прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;

опускать груз на газо- и паропроводы, электрические кабели , временные перекрытия;

поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;

поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате погрузчика;

допускать присутствие людей под поднятым грузом; перевозить грузы в неисправной таре, ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках;

выезжать на уклоны свыше 14° и допускать резкое торможение погрузчика;

работать вблизи линии электропередач и под ними;

находиться и проезжать под поднятым грузом;

перевозить на электропогрузчиках легковоспламеняющиеся жидкости, а также кислоты, если аккумуляторная батарея расположена под погрузочной платформой;

покидать пост управления при поднятом грузе.

Если необходимо отлучиться от погрузчика, то опустить вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз.

48. Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и вилочный захват не опускается и не поднимается, и сообщить об этом лицу, в ведение которого выделен погрузчик. Эти неисправности устранять самому водителю не разрешается.

49. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опустить груз вниз.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

50. По окончании работы водитель погрузчика обязан:

произвести очистку погрузчика от грязи и снега;

поставить погрузчик на место стоянки;

опустить в нижнее положение вилочный захват или сменить рабочее приспособление;

поставить погрузчик на стояночный тормоз;

разомкнуть штепсельный разъем и вынуть из гнезда выключателя оперативной цепи специальный ключ;

сообщить руководителю работ обо всех замеченных во время работы неисправностях;

снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенном месте;

выполнить гигиенические процедуры, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

51. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

52. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

53. При возникновении пожара на погрузчике немедленно остановить его и приступить к тушению огня с помощью подручных средств пожаротушения.

54. При возникновении пожара в зоне стоянки погрузчика или на территории организации водитель погрузчика должен:

принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

принять меры к эвакуации погрузчика в соответствии с разработанным планом эвакуации;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. При воспламенении электропроводов необходимо принять меры по отключению их от источника и применять углекислотные или порошковые огнетушители.

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения вызвать пожарную охрану.

55. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников здравоохранения;

сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Автопогрузчики применяются только на открытых участках для разгрузочно-погрузочных работ и межцехового и межскладских транспортировки грузов. В зависимости от характера груза автопогрузчики могут быть оборудованы небольшим, ковшом, безблочная стрелой, вилочными захватами. Автопогрузчики могут работать только на территории, имеющей твердое покрытие. Перед началом работы автопогрузчик должен быть проверен на соответствие правилам безопасности и эксплуатации в соответствии с инструкцией. К работе на нем допускаются лица старше 18 лет, прошедшие обучение, сдали экзамены и получили право на управление автопогрузчиками. Основным условием безопасной работы автопогрузчика является соответствие массы поднимаемого груза, допустимым нормам нагрузки. Грузоподъемность механизма изменяется в зависимости от положения центра тяжести груза относительно опорной рамы. Поэтому поднимать груз, центр тяжести которого расположен на расстоянии от рамы, превышает установленную инструкцией запрещается. Нарушение этого требования может привести к падению погрузчика и травмирования работников. Запрещено перевозить груз массой, превышающей грузоподъемность автопогрузчика. Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на открытых участках территории, причем способ удержания груза должен исключать возможность его разрушения или падения. Грузы больших размеров, которые закрывают водителю видимость, перемещают при движении автопогрузчика задним ходом. При этом ответственный за погрузку лицо указывает дорогу и подает сигналы. Работа с грузами должна исключать возможность их падения во время захвата, подъема, транспортировки, опускания и разгрузки. Запрещается укладывать на автопогрузчик груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя.

Поднимать и опускать груз разрешается только при полной остановке автопогрузчика.

Мелкие штучные грузы транспортируют только в специальной таре, которую заполняют не выше ее бортов. В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения немедленно опускают груз.

Особую осторожность требует транспортировки в узких проездах. В ночное время предусматривают должное электрическое освещение складских или рабочих участков.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ автопогрузчиком запрещается: поднимать и перевозить людей; оставлять погрузчик с грузом на вилах или с поднятыми вилами; продолжать работу при неустойчивом положении автопогрузчика. Скорость движения погрузчика не должна превышать 7 км / ч при движении по главным проездах и 5 км / ч при движении в других местах. Нельзя оставлять автопогрузчик с работающим двигателем около легковоспламеняющихся материалов без присмотра и оставлять руль управления при поднятом грузе.

После окончания работы водитель должен осмотреть и очистить все части и сделать соответствующую запись в сменном журнале о замеченных недостатках в работе автопогрузчика.

Электрокары и электропогрузчики

Электрокары и электропогрузчики применяются как межцеховой и внутренне цеховой транспорт для транспортировки и обработки грузов. В отличие от автопогрузчиков, эти машины являются экологически чистыми и могут работать как на открытых территориях, так и внутри помещений. К управлению электрокарами и электропогрузчиками допускаются лица в возрасте от 18 лет и старше, имеющие удостоверение на право их управлением. Перед началом работы водитель должен проверить, в соответствии с инструкцией, исправность всех узлов и механизмов и аккумуляторной батареи.

Электропогрузчики не реже одного раза в год испытывают на надежность и грузоподъемность, для чего поднимают груз, который превышает номинальную грузоподъемность на 20-25%. При эксплуатации электрокаров и электропогрузчиков надо соблюдать правила пожарной и электробезопасности. Пожар может произойти вследствие замыкания аккумуляторной батареи из-за повреждения электропроводки на электрокаре или электропогрузчики, или оставленного на аккумуляторной батареи какого инструмента или металлической детали. Нельзя допускать окисления и ослабление контактов в батареи, курить и пользоваться открытым пламенем вблизи аккумуляторной батареи.

Подъем и опускание груза следует осуществлять только при неподвижном электропогрузчики. Запрещается перевозить грузы при положении вилок электропогрузчика от уровня пола выше на 0,3-0,5 м. Минимальная ширина проездов для межцехового электротранспорта равна максимальной ширине электротранспорта с грузом транспортируемого плюс один метр.

Перед транспортировкой груза водитель обязан убедиться в том, что груз соответствует грузоподъемности электропогрузчика, а его габариты - размерам проезда. Скорость движения электрокаров и электропогрузчиков в помещениях не должна превышать 6 км / ч, а при движении по эстакадам и проездах - 3 км / ч.

Зарядка аккумуляторных батарей производится в специальных Подзарядное пунктах, должны располагаться в отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 5-10 кратность воздухообмена Прилужной аккумуляторных батареях и 10-15 кратность - при кислотных. Корпуса зарядных электрических машин и аппаратов заземляющих. Пидзарядни пункты относятся к помещениям особо опасных по опасности поражения человека электрическим током и взрывоопасных по взрывопожароопасности, поэтому там следует соблюдать соответствующие правила электро- и взрывопожаробезопасности.

ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ И ЭЛЕКТРОКАРА

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на электротележке и электрокаре допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.
1.2. Водитель электротележки и электрокара должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ №90 от 14. 03. 1996 г;
проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
1.3. Водитель электротележки и электрокара обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель электротележки и электрокара должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.
1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей электротележки и электрокара, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).
1.10. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель электротележки и электрокара должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.
1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы электрокара;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности электрокара и проверить:
техническое состояние, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
проверить завинчивание крышек аккумуляторной батареи и закрыть крышку над ней;
верхняя часть элементов аккумуляторной батарей должны содержаться сухой. Выводы и кабельные башмаки должны быть чистыми, смазанные вазелином и хорошо затянутыми;
зарядку аккумуляторных батарей, проверкой вольтметром при включенном токоприемнике;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
2.3.Проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния электрокара и перевозимого груза., но не выше 5 км в час.
3.4. Ширина пути и проходных коридоров должна соответствовать ширине электрокара с грузом.
3.5. Водителю электротележки и электрокара запрещается:
-работать с неисправными тормозами, звуковыми и световыми сигналами;
управлять электрокаром влажными руками или замасленными руками;
не должен перевозить людей:
3.6. Во избежание наезда на работников при приближении не менее чем на 5 м подать звуковой сигнал.
3.7. Скорость движения по территории цехов должна не более 3 км в час.
3.8. Управляя электрокаром, находится на подножке только лицом по направлению движения.
3.9. Водителю не разрешается:
управлять электрокаром в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
перевозить грузы, если они закрывают обзорность пути, выходят за габариты;
перевозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика;
передавать управление электрокаром посторонним лицам;
3.10. При транспортировании негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина пути достаточны для свободного проезда.
3.11. При транспортировании объемных грузов, нарушающих видимость на переднем ходу, водитель должен осуществлять транспортирование задним ходом.
3.12.При движении электрокара с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части уклона.
3.13. При постановке электротележки и электрокара на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу
3.14. При ремонте электротележки и электрокара содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.15.Подъем электротележки и электрокара домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.16..На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.17. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.18.Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как электрокар будет установлен на козелки.
3.19.Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара из-за неисправности оборудования электротележки и электрокара водитель обязан:
-остановить электрокар;
-принять меры к тушению загорания, применив углекислотный огнетушитель или песок, брезент.
4.2. При обнаружении трещин в корпусе аккумуляторных батарей, работу прекратить и потребовать замены.
4.3.При обнаружении повреждения в электротележке и электрокаре водитель должен остановит его и сообщить мастеру.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить электрокар. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2.Снять спецодежду, принять душ.

Железнодорожный транспорт. Безрельсовый колесный транспорт. Электрокары и электропогрузчики.

А. Железнодорожный транспорт. Безопасность железнодорожного транспорта на предприятии обеспечивается службой движения. Все работники службы движения должны быть обучены и знать правила содержания, ремонта и эксплуатации железнодорожных путей.

Ремонтные подразделения должны иметь необходимую документацию (схемы путей, эпюры стрелочных переводов и укладки шпал, нормы и технические условия содержания путей и др.). Должны быть разработаны планировка территории с указанием мест разгрузки грузов и габаритов их складирования, а также конкретные указания по безопасным приемам работы.

Бригадиры ремонтных бригад должны регулярно проверять состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов и своевременно устранять выявленные дефекты. Дорожные мастера лично не реже чем 2 раза в месяц проверяют состояние путевого хозяйства и составляют график планово-предупредительного ремонта с учетом результатов проверки, а также следят за своевременным его проведением.

По обе стороны железнодорожного полотна должно быть свободное пространство не менее 2 м от наружной головки рельса, за пределами которого можно складировать грузы в штабеля высотой до 1,2 м. При большой высоте штабеля это расстояние следует увеличить до 2,5 м. Для разгрузки и погрузки вагонов, полувагонов и платформ оборудуются специальные площадки. Вагоны для погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на прямом участке пути без уклона и вдали от стрелочных переводов. На время этих работ вагоны затормаживают с помощью стальных башмаков, устанавливаемых под колеса.

Закрывать люки полувагонов после выгрузки грузов следует при помощи специальных люкоподъемников.

Особо внимательным необходимо быть при осуществлении маневровых работ. Нельзя производить сцепление вагонов на кривизнах пути с радиусом менее 60 м, так как при этом не соединяются автоматические сцепки, а составителям вагонов на ходу выполнять эту операцию вручную весьма опасно.

Б. Безрельсовый колесный транспорт. Для перевозки различных материалов, заготовок, готовых изделий между цехами, из цехов на склады или наоборот обычно используется автомобильный транспорт, находящийся в ведении самого предприятия или выделяемый централизование автокомбинатами.

Перед выездом на линии до начала перевозки грузов должно быть тщательно проверено техническое состояние транспортных средств, в особенности действие тормозов, рулевого управления, исправность кузова и запорных устройств.

Боковые и задние борта кузовов автомашин должны открываться и иметь прочные петли и запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания и выпадения груза при движении.

Выпуск на линию автомашин разрешают сменные механики, что подтверждается подписью в путевых листках водителей.

Водитель может покинуть свое место или оставить транспортное средство лишь при условии, если приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его посторонними лицами. Например, водитель не должен оставлять автомобиль с работающим двигателем или ключом в замке зажигания.

Во избежание падения или смещения перевозимые грузы должны быть тщательно уложены в кузове или на платформе автомашины. Для перевозки опасных грузов (например, баллонов с газом, химически активных или горючих жидкостей и др.) необходимо пользоваться контейнерами или другими приспособлениями, исключающими толчки и удары во время движения.

Нельзя перевозить людей на подножках, крыльях, крышах кабин даже при малой скорости автомобиля.

Особую опасность представляет движение задним ходом. При движении задним ходом путь должен просматриваться через зеркало заднего вида и боковые зеркала, а в необходимых случаях должно быть выделено лицо, помогающее водителю обеспечивать безопасное движение.

В. Электрокары и электропогрузчики. В настоящее время аккумуляторные электрические тележки (электрокары) и погрузчики широко применяются в качестве внутризаводского и внутрицехового транспорта. Хорошо зарекомендовали себя электрокары и электросамосвалы, выпускаемые промышленностью Народной Республики Болгария, у которых скорость движения при полной загрузке достигает 15 км/ч. Эти машины снабжены приборами безопасности. Цепь управления имеет секретный замок с ключом, что исключает возможность использования их посторонними лицами. У них имеются осветительные фары, стоп-сигнал, указатели поворота и др.

Все электрокары и погрузчики, находящиеся в эксплуатации, снабжаются заводскими номерными знаками, определяющими их принадлежность к определенному цеху, и инвентарным номером.

Для обеспечения безопасности движения до начала работы водитель обязан проверить исправное состояние электрокара или электропогрузчика, обратив особое внимание на исправное действие тормозов, звукового сигнала, световых приборов.

Во время движения водитель должен внимательно следить за состоянием дороги перед электрокаром (погрузчиком), избегая движения по неровной поверхности, внимательно объезжать возможные препятствия, на поворотах снижать скорость во избежание заноса или опрокидывания, следить за дорожными знаками. Особенно внимательно и осторожно нужно двигаться при переезде через железнодорожный путь, перекрестки дорог, в местах движения пешеходов, на узких участках пути, в помещениях цехов и складов, где скорость движения не должна превышать 3 км/ч. Не разрешается при движении в цехах приближаться к станкам и оборудованию ближе 0,5 м.

Ширина проездов для электрокарного транспорта должна быть не менее 1,8 м при одностороннем движении и не менее 3 м при двустороннем.

При погрузке электрокара (электропогрузчика) недопустимо превышать разрешенную массу груза; надо следить за правильной его укладкой на платформу с тем, чтобы груз не выступал за габариты платформы. Во время движения надо следить за тем, чтобы груз не смещался.

При использовании грузового лифта для подъема груженого электрокара лифтер и рабочий, сопровождающий груз, в момент въезда в лифт должны покинуть кабину.

В процессе работы не исключены случаи, когда водитель электрокара из-за какой-либо помехи вынужден покинуть свое место во время движения. Во избежание движения неуправляемого электрокара (например, типа ЭК-2) он оборудуется ножной педалью, нажатием на которую водитель включает электрическую цепь. После снятия с педали ноги цепь питания электродвигателя размыкается и автоматически срабатывает механический тормоз, что приводит к быстрой остановке неуправляемой машины. Этим предупреждается возможный несчастный случай.

Чтобы исключить опрокидывание погрузчика в процессе движения, груз на захватных вилках должен располагаться равномерно на обе лапы и не должен выступать вперед за пределы вилки более чем на 1/3 длины лап.

Рама погрузчика перед транспортировкой груза должна быть отклонена до отказа назад. Высота перевозимого груза не должна ухудшать обзор дороги и выходить за пределы защитного устройства, предохраняющего водителя.

Подъем и спуск перевозимого груза необходимо осуществлять при угле наклона, равном или меньшем угла наклона рамы назад, указанного в паспорте погрузчика.

Во избежание падения груза захватные вилы должны быть застопорены болтами на раме после каждой регулировки.