Марка таврии. "таврия" cнова? За что боролись
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Автомобиль " Таврия " крепкий орешек
✪ Улучшение печки Таврии (Славуты). Бюджетный климат контроль.
Субтитры
История
В 1970е годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.
После изготовления опытной партии и начала процесса доводки Минавтопром - вполне в стиле его тогдашнего руководителя В. Н. Полякова - кардинально поменял задание, заставив заводское КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель Ford Fiesta образца 1976 года, - несмотря на сугубо отрицательную оценку данной модели коллективом завода. Заводской испытатель Иван Павлович Кошкин впоследствии вспоминал про Ford Fiesta :
При этом одновременно перед конструкторами ставилась цель превзойти «Фиесту» по характеристикам. Примерно то же самое произошло в те же годы и с АЗЛК , который под давлением ведомства Полякова был вынужден с нуля проектировать принципиально новую переднеприводную платформу - будущий «Москвич-2141 », несмотря на наличие вполне современного и находившегося уже на предсерийной стадии заднеприводного прототипа С-3 .
Задание на разработку и далее продолжало меняться - Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Fiat Uno », «Austin Metro» и других. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины 1980-х шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода , привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.
Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года , стоимость автомашины составляла 5100 рублей . Одновременно со стандартным вариантом был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации «норма» .
В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».
В 1989 году началось серийное производство модели ЗАЗ-110206 (которая получила двухрядные шариковые подшипники в ступицы передних колёс, новые фары с наклонным рассеивателем, дополнительные указатели поворота на крыльях, новые дверные замки, сиденья с подголовниками и декоративную облицовку молдингами - в результате масса машины увеличилась на 17 кг, стоимость - до 5429 рублей) . В 1991 году было выпущено 41 832 автомашин ЗАЗ-1102 и их модификаций .
В июле 1992 года главный конструктор "АвтоЗАЗ" О. Х. Папашев сообщил в интервью о том, что завод выпустил 60 тысяч автомашин ЗАЗ-1102 и их модификаций и намерен начать серийное производство новых моделей: ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105 и электромобиля на базе ЗАЗ-1102 .
Летом 1992 года завод начал производство модели ЗАЗ-11024 с кузовом "универсал" . Также в 1992 году на базе ЗАЗ-1102 был разработан и построен опытный электромобиль, но стоимость машины оказалась в несколько раз выше, чем у базовой модели с бензиновым двигателем .
В 1993 году завод выпустил 53 027 автомашин ЗАЗ-1102 и их модификаций
В 1998 году ЗАЗ-1102 на конвейере начала сменять ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова» - модификация, созданная совместно с Daewoo , направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения технико-эксплуатационных показателей (всего в количестве свыше 700). На «Таврия Нова» была произведена косметическая модернизация решетки радиатора, фар головного света и задних фонарей, а также начали применяться новые декоративыне колпаки на колёсных дисках размерности 4,5J с бескамерными шинами, на задней двери был установлен третий стоп-сигнал. Для повышения надежности автомобиля и повышения уровня пассивной безопасности были усилены несущие и технологические элементы кузова, что позволило снизить уровень шума в салоне.
В 1999 году началось серийное производство модели ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек ».
В 2006 и 2007 годах руководство завода несколько раз заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершён в 2007 году, хотя отдельные экземпляры собирали до осени 2009 года. Производство ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-11055 «Pick-Up» продолжалось.
Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 года, а 15 января на ЗАЗе начался демонтаж оборудования и производственных линий в связи с планируемым переносом модели проекта T250 с FSO в Запорожье. В конце января 2011 года с конвейера сошёл последний ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 гривен .
Наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza .
Технические характеристики
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | 1105 «Дана» | |
---|---|---|---|---|
Тип кузова | хэтчбек 3 дв. | лифтбек 5 дв. | универсал 5 дв. | |
Количество мест, чел. | 5 | 5 | 5 | |
Масса снаряжённого автомобиля, кг | 745 | 790 | 790 | |
Полная масса автомобиля, кг | 1145 | 1190 | 1190 | |
Габаритные размеры, мм | длина | 3708 | 3980 | 3825 |
ширина | 1554 | 1578 | 1554 | |
высота | 1410 | 1425 | 1453 | |
Минимальный дорожный просвет, мм | 162 | 160 | 160 |
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Объём двигателя, л | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
Мощность двигателя, л. с. | 53 | 58 | 63 | 53 | 58 | 63 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 158 | 165 | 145 | 147 | 157 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 16,2 | 15,9 | 15,5 | 17,5 | 17,4 | 16 |
Расход топлива по трассе при скорости 90 км/ч, л/100 км | 4,6 | 5,3 | 5,4 | 4,6 | 5,6 | 5,6 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 6,9 | 7,3 | 7,5 | 7,9 | 8,6 | 8.0 |
На автомобили ЗАЗ-110х в разное время устанавливались разнообразные двигатели МеМЗ со схожими параметрами, поэтому данные, которые занесены в таблицы, следует считать ориентировочными.
На практике «летний» расход топлива 5-5,5/7-8, за городом и в городе соответственно. Зимний расход немного увеличивается за счёт необходимости более длительного прогрева. При этом для карбюраторных моделей он может доходить до 10 л, что не является каким-то отклонением от нормы.
Конструкция автомобиля и её особенности
Двери
имеют замки с вильчатым ротором и штырьевым фиксатором на кузове. Дверь задка снабжена замком для запирания снаружи, откидывается вверх на внутренних петлях и удерживается в открытом положении двумя газонаполненными телескопическими упорами.
Система смазки
комбинированная - под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел; разбрызгиванием масла - цилиндры и механизм газораспределения . Шестерёнчатый масляный насос с шестернями внутреннего зацепления, маслоприёмником и редукционным клапаном расположен на переднем торце блока цилиндров, приводится от коленчатого вала.
Система питания
Насос центробежный, приводится плоскозубчатым ремнём от коленчатого вала.
Электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя закреплён в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, находящимся в правом бачке радиатора.
Система зажигания
батарейная, номинальное напряжение 12 вольт, бесконтактная; имеет датчик-распределитель типа 5308.3706 или 5301.3706 с датчиком Холла , центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор типа 3620.3734 и катушку зажигания типа 27.3705
Свечи зажигания А17ДВ-10 или А17ДВР с резьбой М14×1,25-6Е длиной ввёртной части 18 мм. Начальная установка угла опережения зажигания (5° до ВМТ хода сжатия) устанавливается по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке ременного привода механизма газораспределения.
Система выпуска газов
настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.
Сцепление
однодисковое, сухое, диафрагменной нажимной пружиной. Привод включения сцепления механический, тросовый.
Коробка передачмеханическая, двухвальная, трёхходовая с пятью передачами вперёд и одной назад, все шестерни (кроме шестерён заднего хода) косозубые с синхронизаторами. Переключение передач - дистанционное, рычагом и механизмом, установленным в туннеле пола кузова.
Передаточные числа
Передача | Значение |
Первая | 3,454 |
Вторая | 2,056 |
Третья | 1,333 |
Четвёртая | 0,969 |
Пятая | 0,828 |
Задний ход | 3,358 |
цилиндрическая, косозубая. Передаточное число - 3,875
Дифференциалконический, с двумя сателлитами.
Привод колёс
валы с шарнирами равных угловых скоростей . Левый вал короче, чем правый.
Передняя подвеска
независимая, типа «качающаяся свеча» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двухстороннего действия.
Задняя подвеска
полунезависимая с поперечной балкой, цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.
Рулевое управление
реечное, с противоугонным устройством. Рулевой механизм соединяется с поворотными стойками боковыми тягами. Рулевой вал разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.
Колёса
дисковые, штампованные, крепятся тремя гайками; размер обода 4J×13. Запасное колесо размещается в моторном отсеке.
Шины
радиальные, сверхнизкопрофильные, бескамерные с камерами размером 155/70 R13 модели БЛ-85.
Тормозная система
гидравлическая двухконтурная, состоящая из двух независимых систем для торможения передних и задних колёс по диагонали (левое переднее - правое заднее, правое переднее - левое заднее).
Передние тормоза - дисковые, имеют плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок.
Задние тормоза - барабанные, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок тормозных колодок.
Стояночный тормоз - ручной, с тросовым приводом на колодки задних колёс от рычага, расположенного на туннеле пола между передними сиденьями.
Аккумуляторная батареятипа 6СТ-44А, необслуживаемая.
Наружное освещение и световая сигнализация
- фары с галогенными лампами, встроенными габаритными огнями, регуляторами наклона в зависимости от загрузки автомобиля, передние указатели поворотов с оранжевыми рассеивателями
- задние фонари, включающие в себя габаритные огни и противотуманные фонари с красными рассеивателями, указатели поворота с оранжевыми рассеивателями, фонари заднего хода и освещения номерного знака с белыми рассеивателями, боковые указатели поворотов с жёлтыми рассеивателями.
- Салон освещается плафоном, установленном над проёмом двери водителя.
- панель приборов: спидометр со счётчиком пройденного пути, измерительные приборы и контрольные лампы,
- пепельницы на панели приборов и на обивках боковин,
- ящик для мелких вещей,
- противосолнечные козырьки,
- отопитель,
- очистители и омыватели переднего и задних стёкол
- наружные и внутреннее зеркала,
- поручни с крючками,
- ремни безопасности двух типов - передние с инерционными катушками - передних и задних сидений,
- тканевая полка для мелких вещей за спинкой заднего сиденья, закрывающая одновременно багажное отделение,
- передний и задний пластмассовый бамперы,
- передние и задние проушины для буксировки автомобиля,
- фартуки задних колёс,
- грязезащитные брызговики двигателя.
Автомобиль может быть использован для работы с прицепом, имеющим тягово-сцепное устройство шарового типа по ОСТ 37.001.096-77, для установки которого в конструкции задних лонжеронов автомобиля предусмотрены по два отверстия диаметром 11 мм с каждой стороны.
Полная масса буксируемого прицепа:
- не оборудованного тормозами - 250 кг,
- оборудованного тормозами - 500 кг.
Тягово-сцепное устройство и переходные устройства для подключения электрооборудования прицепа в комплект автомобиля не входят.
Модельный ряд
- ЗАЗ-110216 - отличается от ЗАЗ-110206 изменённой панелью приборов, рулевым колесом с четырьмя спицами, двухрычажным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля.
- ЗАЗ-11022 - увеличено передаточное число главной передачи, изменена конструкция горловины топливного бака.
- ЗАЗ-11024 - грузопассажирский вариант легкового автомобиля с остеклённым кузовом типа «универсал ».
- ЗАЗ-11026 - коммерческий вариант легкового автомобиля с неостеклённым кузовом типа «фургон » на базе «универсала ».
- ЗАЗ-1122 - модификация автомобиля ЗАЗ-11206 или ЗАЗ-11216 отличающаяся от базовой модели установкой двигателя объёмом 1,3 л от ВАЗ-2108 - вместо МеМЗ-245.
- ЗАЗ-1140 является модификацией базовой модели ЗАЗ-110206 с установленным двигателем Фиат-903.
Соответствие коммерческих названий заводским индексам моделей:
Название в торговой сети | Заводской (конструкторский) индекс модели |
---|---|
«База» | 110206 0000010 32 |
«Стандарт» (для Украины) | 110206 0000010 33 |
«Стандарт» | 110206 0000010 35 |
«Стандарт» двиг. 1,1 л (срвт) | 110206 0000010 40 |
«Стандарт» двиг 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110206 0000010 43 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л | 110207 0000010 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л (для России) | 110207 0000010 01 |
«Стандарт» 1,2 л с ГБО | 110207 0000010 70 |
«Люкс» | 110216 0000010 35 |
«Люкс» система «Сименс» требования Евро | 110216 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110216 0000010 41 |
«Люкс» двиг. 1,2 л | 110217 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110217 0000010 36 |
«Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО | 110217 0000010 75 |
«Люкс» двиг. 1,3 л | 110218 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) | 110218 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 41 |
«Тюнинг Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 48 |
Фургон грузопассажирский | 11024 00000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л | 110247 0000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110247 0000010 36 |
Фургон грузовой | 110260 0000010 |
Фургон грузовой (для Сирии) | 110260 0000010 30 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. | 1102670 000010 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. правосторонний руль | 110267 0000010 36 |
Для инвалидов | 110270 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 01 |
Для инвалидов | 110290 0000010 |
ЗАЗ-110240 «Таврия» - грузопассажирская модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. Её мелкосерийное производство было начато в 1991 году под именем ЗАЗ-11024 и продолжалось до 1997 года на базе ЗАЗ-110206. Для увеличения полезного объёма багажника было найдено решение - вместо обычной задней двери установили дверь такой конфигурации, которая увеличивает объём багажника [ ] . Снаряжённая масса автомобиля возросла на 33 кг по сравнению с базовым хэтчбеком. Пассажирский складной задний диван был сохранен.
Второй раз данная модель была поставлена на конвейер в 1999 году и изготавливалась на базе «Таврии-Нова». Эти модели комплектовались двигателем МеМЗ-245 с рабочим объёмом 1,1 л, а с 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110247, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 рабочим объёмом 1,2 л.
Кроме того, выпускалась экспортная модификация ЗАЗ-110246 с расположенными справа органами рулевого управления (для стран с левосторонним движением). Также следует отметить создание примерно в 1993 году санитарной модификации, которая, однако, в серию не пошла.
ЗАЗ-110260 «Таврия» - грузовая модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. В отличие от аналогичного по назначению грузопассажирского ЗАЗ-110240, данная модель имела заглушенные боковые окна за первым рядом сидений, сиденья располагались только спереди (соответственно, пассажировместимость составляла 2 человека), а кабина была отделена от грузового отсека решёткой. Грузоподъёмность ЗАЗ-110260 составляла 290 кг. Эта модель выпускалась, как и ЗАЗ-110240, сначала в 1992-1997 годах на базе ЗАЗ-110206, а затем, с 1999 года - на базе «Таврии-Нова». С 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110267, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 с рабочим объёмом 1,2 л.
Судьба этого милого автомобильчика с берегов Днепра непроста, как и доля его родины: всем нравится, везде востребован, да и сам по себе действительно неплох – но с личным счастьем все как-то не складывается…
Проект новой малолитражки – переднеприводной, экономичной и динамичной – был готов в Запорожье еще в 1978-м. Но запустить в производство его долго не могли. Государство не давало денег на освоение новой модели, поскольку в то время все приоритеты был отданы ВАЗу. Ведь после того, как Москвич потерял часть европейских рынков, он один из всего легкового автопрома давал стране весомые валютные поступления. К тому же в Тольятти тогда вовсю работали над собственной переднеприводной моделью, на которую, кстати, тоже тратили немало средств. Напомним, что к проектированию будущей ВАЗ-2108 было привлечено несколько зарубежных инжиниринговых компаний, о которых . К слову, Запорожцы создали свою Таврию самостоятельно, без заграничной помощи.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Чтобы заводское КБ не скучало, пока их готовая к производству новинка ждет своей очереди у конвейера, министерские руководители присылали конструкторам образцы зарубежных малолитражек, до уровня которых нужно было подтянуть новый ЗАЗик. Так, Таврию, вполне современную саму по себе, по воле чиновников поочередно «причесывали» то под Ford Fiesta (1976), то под Austin Metro (1980), за ними в качестве образцов для подражания пошли Peugeot 205 (1983), Fiat Uno (1983) и Renault 5 (1985).
Понятно, что заводчан эти «отвлекающие маневры» союзного министерства не радовали, но они помогали держать перспективную разработку «в тонусе», не давая ей устареть. Когда в 1988 году модель под индексом ЗАЗ-1102 поставили, наконец, на конвейер, она по основным параметрам (весовая дисциплина, удельная мощность, динамика, экономичность) опережала большинство своих европейских конкурентов.
Наследие горбатых
По инерции ЗАЗ-1102 в народе еще какое-то время называли Запорожцем. Тем более, что и одна из главных примет его у Таврии сохранилась – две пассажирские двери. Вторая (и, похоже, последняя) видовая особенность, перешедшая от с – бездисковые колеса, крепящиеся непосредственно к ступице.
Главным образом так называемое периферийное крепление применяется ради снижения веса самого колеса. У Таврии этот ресурс использован более полно, поскольку под такое колесо сконструированы и передние тормозные механизмы – их плавающая скоба охватывает тормозной диск не снаружи, а изнутри. Сниженные таким образом на два кг (с каждой стороны!) неподрессоренные массы повышают плавность хода и ресурс деталей ходовой части.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Также перед создателями машины стояла задача убрать запасное колесо из багажника, и тут тоже на руку как раз сыграла его бездисковая конструкция: «запаску» надели на левую чашку подвески под капотом. Правда, позднее оказалось, что при лобовом столкновении это пятое колесо норовит вместе с моторным щитом влезть в салон и травмировать водителя, но в начале 1980-х годов это не было решающим фактором при принятии компоновочных решений.
В остальном Таврия устроена не столь радикально: поперечно расположенный четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 1,1, 1,2 или 1,3 л, механическая пятиступенчатая коробка передач, привод на передние колеса и каноническое для данного класса сочетание подвесок – McPherson спереди и полужесткая балка сзади. Двигатели поначалу были карбюраторными, но в 2003-м появилась система впрыска, которая вскоре стала единственным вариантом.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Тут следует сказать об одном существенном обстоятельстве. Как и предшественники-Запорожцы, Таврия относилась ко второй группе особо малого класса – сегменту B по нынешней классификации. С соответствующим бюджетным уровнем оснащения и отделки.
Между тем советские граждане, избалованные достаточно комфортабельными массовыми четырехдверными седанами АЗЛК, ВАЗа и Ижмаша, никаких классификаций знать не хотели и ждали от нового автомобиля большего – негремучего торпедо, четырех дверей, больших прочных колес, терпимости к перегрузам.
Правда, «Таврюха» подкупала экономичностью и живостью моторчика (до 2000 года он был только 1,1-литровым при 53 л. с.). Завод выпускал десятки тысяч Таврий в год, качество сборки в советские годы было вполне приличным, и новые хэтчбеки брали нарасхват. Но привыкнуть к машине не успели – с развалом Союза в 1991-м производство пошло на спад, а ужасающее качество комплектующих с 1993-го года начало просто убивать репутацию модели.
Новая эпоха
Спас модель приход в Запорожье корейцев. Созданное в 1998 году СП «АвтоЗАЗ-Дэу» подтянуло производственную дисциплину, для повышения качества Таврию модернизировали, внеся 286 технических изменений и прибавив к названию индекс «Нова». Несмотря на моральную «несвежесть», машина, наконец, вступила в пору своего расцвета.
Будучи недорогой и практичной, она нашла себе поклонников в лице молодых семей, жителей глубинки и небогатых владельцев корпоративных автопарков. Машину ругали за малокомфортную подвеску, тугую кулису, плохую шумоизоляцию, мнущиеся на ямах колеса, хронические течи антифриза (устранили в 1998-1999 гг.), вибрацию тормозов (устранили в 2003 г.), но она стала по-настоящему популярной. Большое значение тут сыграла и развитая сервисная сеть, ведь дилерские центры компании «УкрАвто», которой принадлежал ЗАЗ, тогда работали даже в районных центрах независимой Украины, обеспечивая модель Таврия Нова гарантийными обязательствами и оригинальными запчастями.
Компания несколько раз – в 2006 и 2007 годах – объявляла о сворачивании производства ЗАЗ-1102: называлась дата, были выпущены прощальные сувениры, на день остановки «таврического» конвейера приглашали толпы журналистов, но определенный спрос на некоторое время вновь «возрождал» Таврию. Наконец, ее конвейерное производство было прекращено в 2007 году, хотя есть данные о выпуске еще как минимум двух отдельных партий машин – в 2008-м и 2009-м годах, скорее всего, по заказу государственных органов соцобеспечения. Последней каплей в новом снижении спроса стала вновь повысившаяся цена.
Сегодня Таврии откровенно вымирают. Не самый практичный кузов, не самые подходящие грузоподъемность и вместительность, дорогие и некачественные запчасти привели к тому, что машина стала не нужна даже самым небогатым автомобилистам из провинции. Отдаленные селения, пыльные дороги, рынки сельхозпродукции – места, где чаще всего можно встретить эту модель.
Интересно, что низший, стартовый сегмент бюджетных «поповозок» на украинском рынке после ухода Таврии так и остался незакрытым. Располагая теми же 2,5-3,0 тысячами долларов (примерно столько стоила Таврия в ее лучшие времена), местные граждане вынуждены покупать изношенную ВАЗовскую «классику», которая благодаря отсутствию новых ЗАЗ-1102 тут все еще в почете и в цене. Владелец Таврии, которую мы снимали для этого тест-драйва, долго искал себе хорошо сохранившийся экземпляр и в прошлом году выменял ее, почти без пробега, на свою довольно свежую «девятку». Теперь не нарадуется экономичности 1,2-литрового моторчика и ощущению от новой машины. Опробуем ее и мы.
За что боролись
Естественно, что у автомобиля, который «в детстве» столько раз переделывался в стремлении обойти вновь и вновь появляющиеся на рынке иномарки, с эргономикой должно быть все в порядке. Садиться в Таврию вполне удобно, по обзорности вперед вопросов нет, назад – похуже, поскольку большие зеркала ставили только на версию «Люкс». Водительское сиденье по отношению к рулю с педалями отцентровано не совсем точно, но к этому я каждый раз быстро привыкаю. Помнится, у первой Ford Fiesta, к которой чиновники Минавтопрома СССР пытались когда-то приравнять Таврию, руль был еще менее удобным, потому что установлен наискось, как у военного джипа ГАЗ-67.
1 / 10
2 / 10
3 / 10
4 / 10
5 / 10
6 / 10
7 / 10
8 / 10
9 / 10
10 / 10
Торпедо комплектации «Люкс»
На поворот большого грубоватого ключа в замке зажигания (для двери ключ отдельный!) моторчик отзывается быстро и громко. Шум его работы слышен четко, с призвуком салонной пластмассы – например, как в «девятках» последних годов выпуска (кстати, в середине 2000-х тоже собиравшихся на ЗАЗе).
Педали нетугие, взамен ожидаю характерного заедания рычага МКП, но оказывается, что передачи включаются легко – у этого экземпляра Таврии пробег уже за 30 тыс. км и кулиса достаточно «размята». С места машинка берет неожиданно живо. Пробую трогаться снова и снова, и передние колеса легко срываются в буксование на сухом асфальте.
Если не пугаться шума мотора и продолжать давить на педальку, разгон поначалу получается впечатляющий. Отчасти эффект хорошей динамики усиливается задорным звуком мотора, потому что если посмотреть на спидометр, окажется, что едем мы намного медленнее того, что чувствуется. Впрочем, привыкнуть к шуму мотора в салоне можно за полдня, и после этого автомобиль начинает восприниматься более приятным. Главное тут для постоянного пользователя Таврии – не пересаживаться хотя бы временно на что-нибудь более «обесшумленное».
Еще одна сторона инжекторного 1,2-литрового мотора (58 л. с., 90 Нм) – неожиданная эластичность работы. Даже если лениться и переключаться с передачи на передачу пореже, машина все равно продолжает движение в заданном режиме, совершенно уверенно и без рывков – хотя и без особого энтузиазма тоже. И тем не менее – похвально!
Статья опубликована 29.06.2014 06:24 Последняя правка произведена 29.06.2014 06:26Трехдверный лифтбек, выпускавшийся с 1988 по 2007 год на украинском Запорожском автозаводе. Машина позиционировалась, как микролитражная с приводом на передние колеса. Модели, основанные на платформе ЗАЗ-1102, выпускались вплоть до 2011 года.
На базе автомобиля было собрано около 40-ка всевозможных модификаций, а также большое количество самостоятельных моделей: ЗАЗ-1103 «Славута» (пятидверный хетчбэк), ЗАЗ-1105 «Дана» (пятидверный универсал) и коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up».
История.
В конце 60-х годов конструкторами завода «Коммунар» разрабатывался переднеприводный автомобиль малого класса, который должен был заменить «Запорожец» ЗАЗ-966. Для разработки использовались экспериментальные наработки ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101) и НАМИ (прототип 0132).
Техническое задание на разработку модели было составлено Минавтопромом СССР в 1978 году, однако уже в начале 70-х годов было представлено два прототипа с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан».
Когда проектирование было закончено, и начался процесс «доводки» автомобиля, Минавтопром, по непонятной причине, кардинально поменял ТЗ, ставя перед конструкторским бюро новую задачу – спроектировать автомобиль, превосходящий по характеристикам популярную европейскую модель «Форд Фиеста» 1976 года. Аналогичную картину можно было наблюдать и на заводе АЗЛК, когда прототип С-3 был вынужденно перепроектирован по воле руководства Минавтопрома.
ТЗ на разработку машины еще неоднократно изменялось, Минавтопромом выдвигались все новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. А если еще учесть проблемы финансирования, тогда становится понятно, почему так долго не удавалось запустить автомобиль в серийное производство.
Первый серийный автомобиль был выпущен 18 ноября 1987 года, его стоимость составляла 5100 рублей. Сразу же начался выпуск и люксовой модификацией, которая оснащалась более мощным двигателем (развивающим максимальную скорость 155 км/ч, вместо 145 км/ч у обычной версии), магнитолой и двухкамерным карбюратором по типу «солекс». Кузов окрашивался металлизированной эмалью. Цена люксовой версии была больше на 200-ти рублей.
Автомобиль считался достаточно экономичным. В 1989 году был выпущен рекламный ролик, в котором водитель заправляет машину из своей зажигалки. Этот ролик был удостоен Каннского «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».
Выпуск автомобиля был завершен в 2007 году.
Характеристики:
Годы пр-ва: | 1987-2007 |
Сборка: | Запорожский автозавод «Коммунар» |
Класс: | Особо малый (Европейский A-класс) |
Тип(ы) кузова: | 3‑дв. хетчбэк |
Компоновка: | переднемоторная, переднеприводная |
Трансмиссия | 5-ступенчатая (4-ступенчатая с двигателем FIAT) |
Габариты (Д/Ш/В), мм | 3708 / 1554 / 1410 |
Клиренс: | 162 мм |
Колёсная база: | 2320 мм |
Колея задняя: | 1290 мм |
Колея передняя: | 1314 мм |
Масса: | 710 кг |
Разгон до 100 км/ч: | 16,2 с |
Макс. скорость: | 165 км/ч |
Грузоподъёмность: | 50 кг на крыше, 50 кг в багажнике |
Расход топлива: | 4,6 л/100 км |
Объём бака: | 39 л |
Дизайнер: | Игорь Гальчинский |
ТО ВЗЛЕТ, ТО ПАДЕНИЕ
За годы, прошедшие с развала Союза и прекращения поставок, юркие «таврии» успели прожить свой недолгий ресурс, а неспешные «запорожцы» зарастают пылью в гаражах и потихоньку мигрируют на свалки. Не лучше обстояло дело и на Украине - качество катастрофически снижалось, производство падало. Но в 1998 году СП «АвтоЗАЗ-Дэу» вдохнуло новую жизнь в умирающий завод. Объемы выпуска пошли вверх, а желание восстановить репутацию оказалось столь велико, что объявили даже о выпуске «Таврии-Нова». Впрочем, по мировым меркам, новизна вряд ли тянула даже на рестайлинг - различить «нову» и «стару» можно только на расстоянии вытянутой руки.
Уместнее говорить об исправлении недостатков, улучшении качества, повышении потребительских свойств - в этом смысле машина действительно стала на голову выше. А если так, почему бы не вернуть утраченные позиции на гигантском автомобильном рынке России? Тем более, что пробел между «оками» и «ладами» остался незаполненным - городских компактов В-класса российский автопром не выпускает.
Для снижения таможенных расходов был образован Нижегородский автосборочный завод, на шести постах которого крупноузловым методом можно собирать до 120 машин в месяц. Однако возникли проблемы со сбытом - из тридцати машин, собранных в июне-июле прошлого года, за восемь месяцев продана лишь... одна. Не помогло даже снижение цен с первоначальных 113 и 118 тыс. руб. (соответственно, за «Таврию-Нова» и «Славуту») до 84,5 и 89,9 тыс. Может, машины не стоят таких денег? Чтобы решить, познакомимся с ними поближе.
О ЛЮБВИ
Давным-давно была у меня синяя «восьмерка» - именно она вспомнилась, когда увидел «Таврию-Нова» ZAZ 1102 17. Те же цвет, силуэт, две большие боковые двери, черный «подбородок» бампера, а сзади и вовсе не отличить, даже фонари похожи. Лишь чуть поменьше. Или это я вырос? Машинка высоко стоит на тринадцатидюймовых колесах, выглядит поджарой и динамичной.
Позже были разработаны универсал ZAZ 1105 «Дана» (сейчас не выпускается), пятидверный лифтбек ZAZ 1103 «Славута», грузовой и полугрузовой фургоны ZAZ 1102 6 и 11024, а также пикап ZAZ 1105 57.
Привод - передний, двигатели - бензиновые объемом 1,1 и 1,2 л, коробка передач - механическая пятиступенчатая.
Летом 2002 года первая партия машин собрана на Нижегородском автосборочном
Цены: «Таврия-Нова» - 84,5 тыс. руб.; «Славута» - 89,9 тыс. руб.
Благодаря малой массе «Таврия» весьма динамична.
Вариант «люкс»: пять дверей, салон чуть богаче, багажник просторнее.
Приборов лишь самый минимум.
Карбюраторный МеМЗ-2457 объемом 1,2 л развивает 43 кВт/58 л. с.
РЕЗЮМЕ
Интересная цена, хорошее качество изготовления, аккуратная отделка, неплохая динамика.
Отсутствие сервисной базы и запчастей, тесный второй ряд сидений.
Легковой автомобиль особо малого класса с передним поперечным расположением силового агрегата и передними ведущими колесами выпускается Запорожским заводом "Коммунар" (производственное объединение АвтоЗАЗ) с 1989 г. Кузов закрытый, трехдверный. Багажник отделен от салона спинкой заднего сиденья и полкой. Передние сиденья регулируются по длине и наклону спинки. Спинки передних сидений наклоняются вперед для посадки на заднее сиденье. Заднее сиденье - складное, подушка и спинка при необходимости складываются для увеличения багажного отделения.
Модификации:
ЗАЗ-11021 - "Люкс" с улучшенной отделкой кузова;ЗАЗ-11024 - универсал;
экспортные модификации: ЗАЗ-110206 (на базе ЗАЗ-11022) и ЗАЗ-110216 (на базе ЗАЗ-11021);
с правым управлением: ЗАЗ-110236 (на базе ЗАЗ-11021) и ЗАЗ-1 10246 (на базе ЗАЗ-11024).
Предусмотрен выпуск автомобилей с ручным управлением для инвалидов:
ЗАЗ-11027ЗАЗ-11028
ЗАЗ-11029
Двигатель.
Мод. МеМЗ-245 или МеМЗ-245.06 (экспорт), бензиновый, рядный, 4 цил., 72x67 мм, 1,091 л, степень сжатия 9,5, порядок работы 1-3-4-2, мощность 39,0 кВт (53 л.с.) при 5300-5500 об/мин, крутящий момент 80,4 Н-м (8,2 кгс-м) при 3000-3500 об/мин. Воздушный фильтр со сменным бумажным фильтрующим элементом, имеется сезонная регулировка забора воздуха. Вентилятор системы охлаждения с электромотором, автоматически включающийся и отключающийся.Трансмиссия.
Сцепление МеМЗ-245 однодисковое с диафрагменной пружиной, привод выключения механический. Коробка передач - 5 ступ., с синхронизаторами на передачах переднего хода, передаточные числа: I - 3,454; II-2,056; III- 1,333; IV - 0,969; V-0,730; ЗХ - 3,358. Коробка передач находится в одном блоке с главной передачей и дифференциалом. Главная передача - цилиндрическая, косозубая, передаточное число 3,875, дифференциал конический. Полуоси - качающиеся с шарнирами равных угловых скоростей.Колеса и шины.
Колеса - дисковые, обод 4Jx13, крепление тремя гайками. Шины - бескамерные 155/70R13 модели БЛ-85. Давление воздуха в шинах 2,0 кгс/см.кв. Число колес 4+1.Подвеска.
Передняя - независимая типа макферсон с цилиндрическими пружинами и гидравлическими амортизаторами. Задняя - независимая с продольными рычагами, стабилизирующей поперечиной, цилиндрическими пружинами и гидравлическими амортизаторами.Тормоза.
Рабочая тормозная система: передние тормоза - дисковые (диам. 235 мм), с плавающей скобой, задние - барабанные (диам. 180 мм, ширина накладок 30 мм) с плавающими колодками. Привод гидравлический, раздельный по диагональной схеме, с автоматической регулировкой зазора. Стояночный тормоз - на тормозные механизмы задних колес, привод - механический.Рулевое управление.
Рулевой механизм - шестерня-рейка.Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-44А, генератор Г222 или 583.3701, стартер 26.3708, система зажигания - бесконтактная: катушка 27.3705, электронный коммутатор 36.3734 или 3620.3734, или 3640.3734, датчик-распределитель 5308.3706, свечи зажигания А17ДВ-10 или А17ДВР. Топливный бак - 39 л, бензин АИ-93 или АИ-96;система охлаждения - 7,0 л, тосол А-40;
система смазки двигателя - 3,45 л, масла М-6/12Г при температуре от -20 до +40°С, М-5/10Г при температуре от -30 до +30°С, M-4/6B при температуре от -40 до +20°С;
картер коробки передач и главной передачи - 2,2 л, ТАД-17И, ТСп-15К;
система гидропривода тормозов - 0,3 л, тормозная жидкость "Нева", "Томь";
амортизаторы:
передние - 2x0,23 л,
задние - 2x0,21 л, амортизаторная жидкость МГП-10,
бачок омывателя ветрового стекла - 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов (в кг).
Двигатель - 100,коробка передач с ведущим мостом - 30,
кузов - 367,
задний мост - 26,
колесо с шиной - 12.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Число мест: | |
---|---|
положение заднего сиденья пассажирское | 4-5 чел. |
при сложенном заднем сидении | 2 чел. |
Масса багажа, в зависимости от числа пассажиров: | |
4-5 чел. | 50 кг. |
2 чел. | 260 кг. |
Допустимая масса багажника с грузом (установленного на крыше) | 50 кг. |
Снаряженная масса | 727 кг. |
В том числе: | |
на переднюю ось | 444 кг. |
на заднюю ось | 283 кг. |
Полная масса | 1127 кг. |
В том числе: | |
на переднюю ось | 577 кг. |
на заднюю ось | 550 кг. |
Допустимая масса прицепа, кг: | |
без тормозов | 200 кг. |
оборудованного тормозами | 500 кг. |
Максимальная скорость | 145 км/ч. |
Макс.преодолеваемый подъем | 36 % |
Дорожный просвет (под картером сцепления) | 162 мм. |
Время разгона до 100 км/ч | 16,2 с. |
Выбег с 50 км/ч | 500 м. |
Тормозной путь с 80 км/ч | 43,2 м. |
Контрольный расход топлива, | л/100 км: |
при 90 км/ч | 4,8 л. |
при 120 км/ч | 6,8 л. |
городской цикл | 6,9 л. |
Радиус поворота: | |
по внешнему колесу | 5,0 м. |
габаритный | 5,5 м. |