Насколько лучше стал камаз. Спортивные грузовики камаз для ралли "дакар" Владимир чагин, руководитель команды «камаз-мастер»
Гонки - очень захватывающее соревнование. А ралли с участием грузовиков - событие, которое нужно посмотреть хотя бы раз в жизни. Самым престижным таким мировым марафоном считаются этапы Многих год за годом поражает удивительный российский "болид" - давайте познакомимся с ним поближе!
КамАЗ "летучий"
Модель 4911 Extreme - это и есть тот легендарный КамАЗ, участвующий в ралли "Париж-Дакар", а также в "Шелковом пути". Этот "выпускник" Камского автозавода, находящегося в Набережных Челнах (Татарстан), - не только спортивный грузовик. Он призван экстренно доставлять грузы, следуя по трассам с осевой нагрузкой до 78 кН, по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Машину можно эксплуатировать в различных климатических зонах при температуре +50... -30°С.
Почему же КамАЗ из "Дакара" был прозван болельщиками "летучим"? Машина поразительно легко и изящно отрывается от земли, словно гигантская птица. За счет изменения рамы, конструкции рессор, обновления ароматизаторов грузовик мягко приземляется на колеса при прыжках даже с большой высоты без ущерба для экипажа.
Первая гонка "летучего" грузовика состоялась в 2003 году. Тогда, на ралли "Телефоника-Дакар", машина заняла первое и третье место. Не раз КамАЗ 4911 Extreme становился победителем "Каппадокии", "Хазарских степей", "Дезерт Челлендж", чемпионата и Кубка РФ. А после дакаровских гонок всегда следовали модернизации и доработки машины.
Французская компания "Элигор" и российский завод "Электрон" (Казань) выпускают модельки масштаба 1:43 данной модели спортивного КамАЗа.
Дакаровский КамАЗ: технические характеристики
Представим в таблице технические характеристики большегруза.
Параметры | |
Полная масса | 11,5 тыс. кг |
Снаряженный вес | 10,5 тыс. кг |
Колесная формула | 4х4 |
Колесная база | 4,2 м |
Передняя/задняя колея | 2,15 м |
Длина | 7,3 м |
Высота | 3,5 м |
Ширина | 2,5 м |
Двигатель | |
Разновидность модели | ЯМЗ-7Э846 |
Тип | Дизельный двигатель с турбонаддувом |
Мощность при 2500 оборотах в минуту | 552 кВТ/750 л.с. |
Расположение двигателя | V-образное |
Число цилиндров | 8 |
Объем двигателя | 17,2 л |
Шины и колеса | |
Тип шин | Пневматические, с использованием регулировки давления |
Вид колес | Дисковые |
Шинный размер | 425/85 R21 |
Коробка передач | |
Разновидность | 16-ступенчатая, механическая |
Кабина | |
Типаж | Помещенная над двигателем |
Общий набор характеристик | |
Наивысшая скорость | 165 км/ч |
Габаритный внешний радиус поворота | 11,3 м |
Угол преодоления подъема | Не менее 36 % |
Расход топлива на 100 км при условии полной загрузки, следовании по бездорожью со средней скоростью 120 км/ч | 100 л |
Компоновка | Полноприводная, переднемоторная |
Годы производства | с 2002 г. по настоящее время |
Класс | Т-4, спортивный грузовой автомобиль |
После того как мы узнали технические характеристика КамАЗа из "Дакара", познакомимся с командой, выступающей на этой машине в ралли.
Команда "КамАЗ-мастер"
"КамАЗ-мастер" - российская команда автогонщиков, чья специализация - участие в ралли-рейдах. Выступает только на грузовиках "КамАЗ". Постоянный участник ралли "Дакар" (прежнее название ралли "Париж-Дакар") - 14 раз россияне становились его победителями!
День рождения команды - 17 июля 1988 года. Ее состав, можно сказать, звездный - восемь мастеров спорта международной категории, пять обладателей Кубка мира. "КамАЗ-мастер" по праву считается сильнейшей командой своего класса. Как и отличный из "Дакара".
Бессменный руководитель и наставник команды - Семен Якубов, мастер спорта международного класса. В период 1996-2002 гг. пилотом "КамАЗ-мастера" был многим известный Владимир Чагин. На его счету семь побед в гонках "Дакар", два Кубка мира, титул "Лучший российский гонщик - 2003". Спонсор у команды также серьезный - банк ВТБ.
Итоги ралли "Дакар-2017"
Последний "Дакар" проходил в Боливии. Многие участники признали его самым тяжелым за всю историю ралли. А виной всему оползни, дожди, сели. Но это не помешало "КамАЗу" в "Дакаре-2017" проявить себя с лучшей стороны. Команда "КамАЗ-мастер" вернулась с соревнования, как и во многие прошлые годы, чемпионом:
- Первым среди спортивных грузовиков стал экипаж Э. Николаева, Е. Яковлева, В. Рыбакова.
- Вторым на финиш пришел КамАЗ Д. Сотникова, И. Леонова, Р. Ахмадеева.
"Золото" и "серебро" - награды КамАЗа в "Дакаре" текущего года. Как сам спортивный грузовик, так и его легендарная команда вновь подтвердили титул лучших на мировом ралли-рейде. Однако гонки - это не единственная стезя "летучей" машины. Помимо всего прочего, она может быть использована для экстренной доставки грузов - автомобиль, прыгая на рессорах, стрелой пронесется по бездорожью.
Все уже знают наверняка историю, что требования по объёму двигателей для "дакаровских" гоночных грузовиков постоянно менялись и было принято решение ограничить их на уровне 13 литров (сейчас пока можно применять 16-литровые). "КАМАЗ-мастер" стал испытывать несколько разных вариантов двигателей с такими объёмами, и остановился в итоге на 13-литровых американских моторах Cummins QSZ13, собираемых по лицензии… в Китае. Когда мы были на базе команды в декабре 2016-го, то как раз застали момент, когда на моторном стенде испытывали такой агрегат.
Технические характеристики КАМАЗ Мастер 2018
МОДЕЛЬ | КАМАЗ-4326, ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ |
КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ | Модель Liebherr D9508 |
Тип | дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Рабочий объем / вместительность газовых баллонов | 1000 л./356 л. |
Макс. мощность в кВт (л.с)/при об/мин | 1 - 700(950)/2400 |
Расположение и число цилиндров | V-образный, 8 |
Расход топлива на 100 км, дизельное топливо/газ асфальт/бездорожье: 60-120 л | 20-30 л/ 10-15 куб. м 60-120 л/ 25-50 куб. м |
СЦЕПЛЕНИЕ | ZF MFZ430 |
Тип | фрикционное, сухое, однодисковое |
Привод | гидравлический, дистанционный |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | ZF 16S251 |
Тип | механическая, синхронизированная, 16-тиступенчатая |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | ZF VG2000 |
Тип | механическая, 2-хступенчатая |
ПОДВЕСКА | |
Тип | зависимая, рессорная |
Тип применяемых элементов | малолистовая рессора, газонаполнительные амортизаторы |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | Привод пневматический с электронным управлением (EBS) |
Тип тормозных механизмов | барабанные |
КОЛЕСА И ШИНЫ | |
Тип колеc | дисковые алюминиевые с системой регулирования давления |
Шины | «Continental», 14R20 164/160K HCS |
Данный стенд позволяет моделировать самые разнообразные режимы работы, в том числе имитирующие реальную эксплуатацию, задавать повышенные нагрузки и т.п. Так вот, испытателям понравилось, как вёл себя "базовый" двигатель Cummins QSZ13 в сложных режимах. И было решено заняться его форсировкой, и затем испытать в гоночных условиях. Мой коллега avalanche уже этой осенью побывал на базе и выяснил, что пока такой стоит только на машине экипажа Дмитрия Сотникова. Остальные продолжают использовать 16-литровые Liebherr, которые вскоре окажутся вне закона.
Краткое напоминание вопроса для тех, кто пропустил. Напомню, в 2012-м на топовых грузовиках "КАМАЗ-мастера" в последний раз использовался двигатель V8 ТМЗ-7Э846.10 (Тутаевского моторного завода), рабочим объёмом 18,5 литров, мощностью 850 л.с. и с крутящим моментом 2700 Нм, при снаряжённой массе грузовика в 9300 кг. Двигатель команде нравился, надёжный был, хоть и устаревший.
Характеристики двигателя ТМЗ-7Э846.10
Тип двигателя: дизель, 8-цилиндровый, 4-тактный с V-образным расположением цилиндров (угол развала 90°), направление вращения коленчатого вала - правое, с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Диаметр цилиндра 140 мм, ход поршня – 140 мм. Система охлаждения жидкостная, водомасляный радиатор встроен в двигатель. Устанавливается на: Двигатель для спортивных автомобилей «КамАЗ-Мастер» и «МАЗ-СПОРТ», участвующих в ралли-рейдах.А вот так двигатель ТМЗ выглядит на своём рабочем месте
С 2013 года техтребования изменились. Максимальный рабочий объём не должен был превышать 16 литров. Тогда был найден вариант с швейцарско-немецким тракторным силовым агрегатом Liebherr D9508 V8. Причём его доводку до гоночных кондиций осуществляли непосредственно в Набережных Челнах, на базе команды. В итоге официальные характеристики КАМАЗа 4326 с ним таковы: рабочий объём 16 литра, мощность 920 л.с., крутящий момент 4000 Нм, при снаряжённой массе машины 8900 кг. Хотя, по признанию сотрудников коллектива, с "Либхерром" им пришлось помучаться, и вначале его надёжность не устраивала, но потом смогли довести до нужных кондиций. И вновь коллектив из Татарстана стал побеждать, хотя сделать это становилось всё сложнее, менялся и характер трассы в "Дакаре", в сторону упрощения. В 2016-м первое место было упущено, но уже в 2017 челнинцы смогли вернуться на вершину, и снова победить!
А тем временем организаторы "Дакара" решили на гонку 2017 года снова ограничить объём моторов, на этот раз - не более 16 литров. Команде снова пришлось вкладываться в доработку двигателя Liebherr, чтобы уменьшение объёма не сильно повлияло на характеристики. Следующий шаг - на "Дакар" решено допускать грузовики с максимум 13-литровыми силовыми агрегатами. В этом случае оказывается за бортом Liebherr, в доработку которого был вложен не один миллион долларов. Кстати, именно специалисты Liebherr помогают в разработке новой линейки шестицилиндровых рядных турбодизелей «КАМАЗ P6 » для серийных КАМАЗов. На серийном моторе обещают с рабочего объема 12 литров снимать до 750 лошадиных сил. Но для гоночных условий его пока не применяют. Не могу сказать - или он не очень подходит для этого, либо просто ещё не готов. Вообще на моторную тему ещё будут не раз появляться новости из стана "КАМАЗ-мастер", только успевай следить.
Вчера, 8 ноября, прошли проводы машин «КАМАЗ-Мастер» на ралли-рейд «Дакар-2016». И это хороший повод немного рассказать об этом событии, а также о недавнем посещении нашей группой базы команды в Набережных Челнах и о фотосессии, состоявшейся в октябре.
Вначале об отправке, тем более новость свежая. Прошло всё на испытательном полигоне в Тарловке. В присутствии высоких лиц: Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Им наглядно показали изменения в грузовиках, усовершенствованные детали, рассказали об этапах подготовки и т.д. А Рустам Минниханов даже проехал за рулём грузовика Эдуарда Николаева (победителя Дакара-2013).
Как и год назад, команда будет участвовать одновременно в южноамериканском "Дакаре" (такое сочетание до сих пор странно звучит) и в «Африка Эко Рейс». Напомню, что в январе этого года, я сравнивал вкратце эти два рейда между собой, на предмет - какой из них ближе по духу к изначальному ралли-марафону "Париж-Дакар", кому интересно, можете .
Все пилоты остались теми же, но составы двух "Дакаровских" экипажей чуть изменились. В Южную Америку поедут такие сочетания:
Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков
(ранее - Николаев/Яковлев/Ахмадеев)
Дмитрий Сотников/Игорь Девяткин/Руслан Ахмадеев
(ранее - Сотников/Девяткин/Аферин).
Айрат Мардеев/Айдар Беляев/Дмитрий Свистунов
Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов
(состав экипажа не изменился)
"Африканские" экипажи полностью сохранили свой состав:
Антон Шибалов/Роберт Аматыч/Алмаз Хисамиев
Сергей Куприянов/Александр Куприянов/Анатолий Танин
.
Моторист Евгений Владимирович Харламов на фоне газодизельного ТМЗ
Сергей Куприянов вновь будет пилотировать в африканских песках газодизельный КАМАЗ 4326 с российским двигателем ТМЗ-7Э846.10, мощностью 950 л.с. Напомню, что в южноамериканском "Дакаре" действует ограничение по рабочему объёму моторов, и поэтому 18,5-литровый ТМЗ (производства Тутаевского моторного завода) там вне закона. Технические характеристики модели представлены по этой ссылке .
Liebherr D9508 на специальном поворотном стенде, можно выставлять в любое нужное положение - для удобства работы с двигателем
Все остальные экипажи будут вновь использовать эту же модель бескапотного грузовика КАМАЗ 4326, но с немецким 16-литровым силовым агрегатом Liebherr D9508, чья мощность также около 950 л.с. Если кто не знает, это тракторный двигатель, который не применялся ранее на серийных грузовых машинах. Тем не менее, камазовцы изучив мотор, пришли к выводу - что у него отличный потенциал, и силами своих мотористов с помощью производителя - довели этот агрегат до нужных кондиций. По признанию членов команды - пока Liebherr чуть проигрывает в надёжности по сравнению с ТМЗ, но в целом его надёжности и технических характеристик достаточно для высоких результатов, что и доказали "Дакары" 2014-2015 годов, в которых с ним побеждали экипажи "КАМАЗ-мастер". Технические особенности модели можно .
Новый капотник без передней облицовки
Несколько слов о капотной машине. Не хочу возвращаться к преимуществам этой компоновки, буквально по полочкам всё изложено . Отмечу только то, чего нет по приложенной ссылке. Вот слова Чагина по поводу особенности расположения двигателя: "Он находится в том же положении, что и у наших бескапотных автомобилей. В регламенте требования одинаковые ко всем грузовикам. Там прописано расстояние между передней осью и стыком «двигатель - коробка передач». Это расстояние должно быть не более 1400 миллиметров ».
На этом снимке видно, что двигатель находится не под капотом, а в реальности под кабиной
Таким образом, если посмотреть на машину со снятым капотом, то обнаружится, что двигателя под ним и нет собственно, он находится под кабиной. Сами понимаете - насколько сложнее его теперь обслуживать. По компоновочным соображениям, пришлось в случае с капотником отказаться от V-образного "Либхерра" и использовать рядный 6-цилиндровый американский Caterpillar C13, объёмом 12,5 литров и мощностью 980 л.с. Взятый в аренду у команды Buggyra, но к примеру часть электроники на этот силовой агрегат поставили уже от применяемого на Liebherr.
Правда, американский мотор не так надёжен, как немецкий, зато он гораздо легче. Это например позволило сделать более высокий дорожный просвет у капотника. Впрочем, после серии тестов выяснилось, что новинка ещё не готова к "Дакару" в полном объёме, и поэтому её пока решили не выставлять. Среди главных сложностей - не удалось добиться оптимальной развесовки, работа над этим вопросом была наиболее сложной и до сих пор не завершена. Во-вторых, есть нюансы по настройке подвески, и работа в этом направлении также продолжится. Ну и целый ряд других технических моментов есть.
Один из снимков Ленара Гималетдинова, который он сделал для команды КАМАЗ-мастер от лица нашего сайта. Машина в тот день находилась в процессе подготовки к Дакару, и потому находится в частично разобранном состоянии
К сожалению, мне не удалось побывать на пресс-туре, который летом организовывала команда. Поэтому не могу рассказать слишком много подробностей из первых рук, не было возможности задать интересующие меня вопросы. Во время посещения базы "КАМАЗ-мастер" мы прибыли в рабочий день и отчасти внезапно, поэтому пообщаться удалось совсем коротко и мельком с представителями команды. А когда чуть позже и поехали на многочасовую фотосессию на базу коллектива - то я не смог к ним присоединиться, т.к. был в то же время в Австрии.
Сборочный цех гоночной команды КАМАЗ-мастер
Долгое время задавался вопросом - как получается у "КАМАЗ-мастера" столько лет доминировать в ралли-рейдах в грузовом зачёте. Ведь соперники тоже не лыком шиты. Пусть у них нет такой мощной заводской поддержки, но ведь некоторые из них в этом виде спорта дебютировали и начали побеждать гораздо раньше челнинцев. Взять того же голландца Де Роя, или чехов из "Татры". Современные агрегаты также доступны всем желающим, любая компания с деньгами (скажем Buggyra) при желании может воспроизвести весь тот набор агрегатов, что используются на боевых "КАМАЗах".
Тренажёрный зал на базе КАМАЗ-мастер. Многие тренажёры подготовлены совместно со специалистам из Олимпийского Комитета России. Они же помогают разработать программы физической подготовки членов камазовской дружины. Часть тренировок проходит в условиях кислородного голодания, чтобы потом легче было выступать в Андах
И только побывав на базе я ощутил совершенно особую энергетику, которая буквально витает в этом месте. Здесь создали отличные условия работы коллективу - удобные рабочие помещения и лаборатории, элементы отдыха и подготовки к гонкам - шикарные спортзал, бассейн, сауна, прачечная, столовая и т.д. Всё грамотно продумано, отлично исполнено, опрятно, аккуратно. В таких условиях приятно трудиться, проводить послерабочий досуг, готовиться к выездам. Это согласитесь, тоже немаловажный фактор.
А особенно запомнилось как хорошо общаются между собой сотрудники, создалось впечатление именно одной семьи, а такое скажу я вам далеко не во всех командах встретишь, особенно крупных. И по глазам было видно, и по общению, что все просто болеют своим делом, и понимают, что вместе они создают тот результат, которым гордится вся страна. Вот таким и должен быть идеальный гоночный коллектив. Руководством "КАМАЗ-мастера" была проведена блестящая работа по созданию фундамента, и плоды этого пожинаются уже много лет. Напомню, что основателем команды и её первым руководителем был Якубов Семён Семёнович (1987-2013 годы), а c 2013 руководит коллективом Чагин Владимир Геннадьевич .
По узлам и агрегатам. Стараются использовать всё лучшее, что есть в поле зрения. Приоритет отдаётся российской продукции, но если нет соответствия нужным параметрам - то покупают заграничное. В течение года всё постоянно и тщательно испытывается, постоянно внедряется что-то новое.
Владимир Чагин лично осматривает - как была проведена сборка и покраска каждого автомобиля, включая технички
Вот так выглядит тяжёлая техничка с поднятыми боковыми створками
А это уже фотография Ленара, над которой он правда, колдовал ни один час
А чемпионская команда из Набережных Челнов уже вовсю готовится к следующему южноамериканскому марафону. Дел у инженеров и механиков «синей армады» невпроворот - ведь с 2019 года на легендарной гонке вступает в действие новый технический регламент для грузовиков, согласно которому тяжелая техника должна оснащаться двигателями с рабочим объемом не более 13 литров, построенных на базе серийных.
Новый газодизельный КАМАЗ-4326 москвича Сергея Куприянова
До этого, напомню, челнинцы использовали на модели КАМАЗ-4326 силовые агрегаты Liebherr V8 с рабочим объемом двигателя 16,16 литров и мощностью 920 л.с. - именно на такой машине Эдуард Николаев выиграл нынешний Дакар. Однако параллельно команда испытывала в Южной Америке новинку - Дмитрий Сотников ехал на автомобиле с более легким 13-литровым рядным двигателем Cummins, который был форсирован в Набережных Челнах до 980 «лошадей». К Дакару-2019 подобными шестицилиндровыми моторами планируется оснастить все камазовские грузовики, а пока ареной очередных испытаний для новинок стал ралли-рейд Золото Кагана.
Ралли-рейд Золото Кагана открыл «летнюю» программу чемпионата и Кубка страны после годичного перерыва
На старт астраханской гонки, которая считается самым сложным испытанием для пилотов и техники в программе чемпионата и Кубка России, камазовцы выставили сразу две новых машины. Грузовик капотной компоновки, не участвовавший в соревнованиях больше года, получил 13-литровый мотор собственной подготовки взамен арендованного у чехов силового агрегата Caterpillar, автоматическую коробку передач и ряд обновлений по ходовой части. Эффектный черный КАМАЗ-43509, построенный с прицелом на Дакар, вновь доверили Эдуарду Николаеву. А второй новинкой команды стал газодизельный грузовик с 16-литровым мотором Liebherr, который в преддверии летнего ралли-марафона Шелковый путь предстояло испытать Антону Шибалову и Сергею Куприянову. До этого, напомню, в битопливной версии гоночного КАМАЗа использовался отечественный 18,5-литровый силовой агрегат Тутаевского моторного завода.
Кстати, о Шелковом пути. Как известно, второй по значимости ралли-марафон планеты в этом году пройдет по маршруту Сиань-Москва, причем из Китая в Россию всю технику участников планируется перебросить самолетами! Так вот, первой остановкой спортсменов на нашей территории как раз станет Астрахань, которая уже давно заслужила неофициальное звание столицы отечественных ралли-рейдов. Постоянные участники Шелкового пути тоже знают о местных степях и песках не понаслышке - лучшие марафонцы планеты гостили здесь с 2010 по 2013 год. Изнуряющие «волны» приволжских дорог впечталили даже многократного победителя Дакара Стефана Петеранселя, который внес астраханские спецучастки в тройку сложнейших в мире!
К слову, именно поэтому в низовья Волги любят приезжать на тренировки камазовцы - лучшего места для проверки подвески и моторов, чем астраханская «долбежка», в России просто не найти. Да и грузовой пелотон на ралли-рейде Золото Кагана оказался весьма солидным - в гости к «синей армаде» приехала команда МАЗа с двумя дакаровскими грузовиками и коллектив ГАЗа, выставивший два новых Садко Neхt и одну машину предыдущего поколения.
Команда GAZ Raid Sport вообще оказалась самой многочисленной: помимо грузовиков, у нее были три Газели Next и два Соболя 4x4. Однако «легковой» нижегородской технике тяжелая астраханская трасса в этот раз не покорилась: до финиша смогла добраться лишь новенькая машина под управлением раллиста Александра Русанова, в то время как все газовские грузовики благополучно преодолели трассу.
Как и все Газели с Соболями газовской команды, машина Александра Русанова и Алексея Мальцева оснащена турбодизелем Cummins ISF 2.8
За победу в самом тяжелом зачете Т4 они, конечно, не боролись - слишком разный уровень подготовки у почти что серийных Газонов и спроектированных специально для спорта КАМАзов. Да минчане не смогли бросить перчатку «синей армаде»: максимум, на что мог рассчитывать серебряный призер Дакара-2018 Сергей Вязович в Астрахани - так это на бронзу. Однако в итоге лидер белорусской команды лишился и ее - заплутав в хитросплетениях степных дорожек за каких-то 60 километров до финиша гонки, Вязович уступил третье место в грузовом зачете камазовцу Дмитрию Сотникову.
Мазовцы впервые испытали в гонках покрышки от компании Белшина. На снимке - Сергей Вязович, Антон Запорощенко и Андрей Жигулин
Пилот «капотника» Эдуард Николаев тоже не обошелся без проблем - 18 минут, потраченные его экипажем на ремонт топливной системы, решили судьбу золота в классе грузовиков в пользу трио под началом другого камазовца, Андрея Каргинова. И скорость, показанная победителем среди «тяжеловесов» в Астрахани, не может не радовать - ведь Андрей вышел на старт впервые после годичного перерыва, вызванного серьезной травмой позвоночника!
Возвращение экипажа Андрея Каргинова в гонки получилось триумфальным
В легковых зачетах астраханской гонки главным новшеством стал дебют в Кубке России турбированных мотовездеходов категории Т3 - до этого в официальных соревнованиях могла принимать участие только техника side-by-side c атмосферными моторами. Легкие и мощные полноприводные машинки показали себя неплохо - а организатор популярной серии Can-Am X-Race Алексей Бердинских даже установил лучшее время среди всех участников на прологе! Однако в гонке выяснился один нюанс - стандартных бензобаков у SSV при форсированных почти до 200 л.с. моторах не хватает даже на 90 километров «боевой» дистанции. Так что два основных дня гонки, по ходу которых спортсмены преодолевали спецучастки длиной 341 и 264 километра, превратились для «турбомотовездеходчиков» в одну сплошную череду дозаправок!
Несмотря на это, экипаж Алексея Бердинских из Подмосковья сумел финишировать девятым среди всех участников ралли-рейда, а в топ-15 смогли пробиться еще два пилота из зачета Т3 турбо - уралец Сергей Евстратов и Игорь Ганик, продолжающий славные гоночные традиции спортсменов из Набережных Челнов.
Так кто же стал быстрейшим в общей классификации Золота Кагана? Нет, вовсе не КАМАЗы, хотя пилоты грузовиков до этого уже выигрывали в «абсолюте» тяжелые астраханские гонки. На этот раз на высшую ступень пьедестала все же поднялся экипаж внедорожника - многоопытные Борис Гадасин и Дмитрий Павлов, выступавшие на прототипе G-Force BARS с 400-сильным восьмилитровым мотором Dodge V10. Имел шанс опередить грузовики и еще один дуэт чемпионской команды Suprotec Racing, однако петербуржцы Андрей Рудской и Евгений Загороднюк потеряли во второй день больше получаса на замене «застучавшего» привода, а вместе с этим - и все шансы на конечный успех…
Что ждет участников российских ралли-рейдов дальше? Очередной этап чемпионата и Кубка страны, планировавшийся в Крыму, по ряду причин перенесен с мая на сентябрь. Так что следующая «матчевая встреча» пилотов на внедорожниках и грузовиках может состояться в июле - здесь же, в Астрахани, в рамках Шелкового пути!
Ралли-рейд Золото Кагана
Чемпионат России, 2-й этап
Кубок России, 1-й этап
Астрахань, 12-14 апреля
Стартовало 39 экипажей, классифицировано 29
Итоговые результаты
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | Б.Гадасин/Д.Павлов | Санкт-Петербург | G-Force BARS | T1 | 8:06.25 |
2 | А.Каргинов/А.Мокеев/И.Леонов | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | +9.50 |
3 | Э.Николаев/Е.Яковлев/В.Рыбаков | Набережные Челны | КамАЗ-43509 | Т4 | +24.31 |
4 | Д.Сотников/Д.Никитин/И.Мустафин | Набережные Челны | КамАЗ-4326 | Т4 | +31.44 |
5 | С.Вязович/А.Запорощенко/А.Жигулин | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +50.13 |
6 | Д.Кротов/Д.Цыро | Москва | BMW X3 | Т1 | +53.42 |
7 | А.Вишневский/П.Гаранин/А.Неверович | Минск | МАЗ-5309 RR | Т4 | +56.33 |
8 | А.Сушенцов/А.Щанов | Москва | Nissan NP300 Pick-Up | Т1 | +1:00.21 |
9 | А.Бердинских/К.Шубин | Останкино | Can-Am Maverick X3 | Т3 турбо | +1:05.28 |
10 | А.Рудской/Е.Загороднюк | Санкт-Петербург | G-Force BARS | T1 | +1:06.36 |
11 | М.Кирпилев/О.Тюпенкин | Белгород | Toyota LC80 | R | +1:19.49 |
… | |||||
16 | Б.Вавренюк/Р.Мосолов | Коломна | УАЗ-23602 | Т2 | +2:22.25 |
17 | М.Опарина/Т.Штанева | Санкт-Петербург | Can-Am Maverick X3 | Т3 | +3:22.05 |
Положение в абсолютном зачете чемпионата России среди пилотов
Благодаря победам грузовых автомобилей КамАЗ на "Дакар" они стали узнаваемы во многих странах мира. В данной статье поговорим о технических характеристиках спортивных КамАЗов для ралли "Дакар".
Какие машины участвуют в Дакар?
Специально для ралли-рейда "Дакар" грузовые машины проходят жестокую модернизацию, чтобы выстоять в тяжелых гонках по пустыне. Автомобиль должен быть крепким, чтобы не развалиться от очередного прыжка с трамплина и выносливым, чтобы проходить в день по 500-700 километров по знойным пескам "Дакара". Весь ремонт происходит собственными силами, из-за этого экипаж боевой машины включает помимо водителя и штурмана еще механика.Разберем техническое устройство КамАЗ «4911-EXTREME» , который является прообразом гоночного автомобиля для "Дакар". В качестве двигателя используется агрегат Ярославского Моторного Завода, который оснащен двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения поддаваемого воздуха. Максимальная мощность составляет 730 л.с. и "нереальные" 2700 "ньютонов" крутящего момента.
Те, кто думает, что такие технические параметры двигателя нужны для максимальной скорости - ошибается. Ведь в ралли-рейдах "Дакар" максимальная скорость автомобилей-участников имеет малое значение, а на некоторых участках вовсе ограничена 150 км/ч. Самое главное - крутящий момент, который необходим для преодоления зыбучих песков и чтобы машина не застряла в них.
Еще одной интересной особенность КамАЗ «4911-EXTREME», является то, что к раме жестко крепится кузов, а к кузову жестко крепятся кресла. Комфорта от такого решения мало, но эта особенность помогает чувствовать пилоту все нюансы поведения гоночного автомобиля и соответственно оперативно реагировать на любые изменения. Кроме этого, гоночные машины отличаются наличием дополнительных фар освещения, спортивными креслами, наличием лебедки с электроприводом.
В настоящее время команда "КамАЗ-Мастер" использует прототип КАМАЗ 4326 (4х4), который участвует ралли-рейдах "Дакар" по сегодняшний день.
Поводом для создания КАМАЗ 4326 послужили очередные изменения требований со стороны FIA, которые позволяли сделать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Он имеет восьмицилиндровый двигатель мощностью 830 л.с. Двигатель перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика.
За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость . Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес грузовика удалось снизить, хотя до разрешенного минимального предела в 8,5 тонн дойти не получилось.
Кроме основного гоночного КамАЗа, есть "техничка", целью которой является оказание помощи основной машине. В её кузове есть различные запчасти и запасные комплекты шин. Именно «технички» и механики проделывают невидимый фронт роботы, благодаря которому команда "КамАЗ-Мастер" одерживает победу из года в год.