Что такое турбояма и почему она возникает. Что такое турбояма двигателя? Как происходит эффект турбоямы

Стремительно растёт. Это отличный способ из малого рабочего объёма выжать максимальную мощность. Не все признают турбины на автомобилях, но с фактом их превосходства над атмосферными двигателями в плане мощности и производительности спорить бессмысленно.

При этом турбомоторы имеют свои недочёты и особенности, с которыми иногда можно мириться, а в некоторых случаях приходится обязательно бороться. Одним из таких явлений считается эффект турбоямы.

Турбоямой называют следствие происходящих в турбинном механизме инерционных процессов. При появлении ямы отмечается провал в наборе скорости, когда водитель нажимает на педаль акселератора, после чего идёт рывок машины.

Подобное поведение транспортного средства негативно сказывается на уровне комфорта самого водители и его пассажиров. Особенно сильно турбояма становится заметной, когда предпринимается попытка обогнать другой автомобиль. Из-за задержки реакции авто на нажатую педаль газа не редко случаются аварии и ДТП.

Причины возникновения

Все уже примерно поняли, что такое турбояма двигателя. Такая проблема знакома многим, кто эксплуатирует машины с турбированными моторами. И если у вас стоит движок с турбонагнетателем, всегда есть вероятность ощутить на себе эффект турбоямы.

Сильнее всех проблему в турбине ощущают те водители, которые предпочитают достаточно быструю и динамическую езду. Вряд ли они получают удовольствие от того, что при нажатии педали газа до упора, вместо ускорения наблюдается провал, а затем машину . Это происходит лишь тогда, когда турбина двигателя выходит на своё рабочее давление.

Важно заметить, что подобный эффект встречается на всех типах турбированных моторов. А потому и бензиновые и дизельные двигатели находятся в зоне риска.

Наверняка все знают о возрастании мощности силового агрегата при увеличении количества подаваемого топлива внутрь камеры сгорания. Но такого эффекта удастся достичь лишь в той ситуации, когда образовавшаяся топливовоздушная смесь полностью сгорит. На турбомоторах возникает дефицит кислорода, из-за чего падает крутящий момент.

Чтобы турбомотор получал необходимое количество воздуха, здесь предусмотрено наличие турбины. Именно на неё возлагается функция по обеспечению необходимого объёма кислорода для полного сгорания поступающего в камеру топлива.


Классическая турбина представлена в виде пары крыльчаток, которые располагаются на едином валу в двух раздельных камерах. Вращение первой крыльчатки осуществляется за счёт , что позволяет активировать вторую. Вторая крыльчатка захватывает воздух, и начинает подавать его в камеру сгорания под давлением. Чем активнее выхлопы будут вращать первую крыльчатку, тем больше свежего кислорода сможет подать вторая.

Когда водитель нажимает на педаль акселератора, объём поступающего топлива моментально увеличивается. Когда горючее сгорает, газы воздействуют на крыльчатку. При этом увеличение оборотов турбины происходит только с определённой инерцией. Именно это не позволяет турбомотору развить свою максимальную мощность. Как только турбина достигнет нужных оборотов, начнётся требуемое ускорение.

Турбированные двигатели прекрасно работают на . Но на низких начинают проявляться недостатки системы. Турбояма возникает по причине того, что для работы крыльчатки требуется большое количество выхлопных газов. А для этого сначала нужно, чтобы топливовоздушная смесь попала в цилиндры двигателя. Водитель нажимает на газ, смесь сгорает и выделяется выхлоп. Но когда обороты низкие, выхлопной газ образуется в незначительном количестве, из-за чего крыльчатка вращается слабо.

Создаётся своего рода замкнутый круг. Чем больше топлива, тем больше нужно кислорода, подаваемого турбиной. Но чтобы турбина могла подать требуемое количество воздуха, она сама нуждается в большом количестве выхлопа. Период между нажатием педали газа и увеличением количества выхлопа, позволяющего ускорить вращение крыльчатки, и называется турбоямой.

Устранение проблемы на дизельных двигателях

Владельцы дизельных турбированных автомобилей часто задумываются над тем, как можно убрать турбояму. Ведь такой эффект постоянно отвлекает и мешает нормальному ускорению.Особенно важно обеспечить стабильный набор скорости при совершении обгонов.

Наиболее актуальным и действенным способом уменьшения турбоямы применительно к дизельным турбированным двигателям считается применение системы улиток, которые имеют различное сечение. За счёт такого решения можно обеспечить подачу выхлопных газов через каналы с разными диаметрами. Это приводит к постепенному ускорению турбины. А потому провалов и рывков водитель ощущать не будет.

Когда машина движется на небольшой скорости, то есть обороты приближаются к показателям , в основном функционирует только маленькая улитка. Если водитель начинает давить на педаль акселератора, постепенно и по очереди подключаются каналы с большим сечением. Для каждой машины, двигателя и его конфигурации предусмотрена возможность установки разного количества улиток с различными характеристиками.

Борьба с турбоямами на бензиновых двигателях

Хотя в большей степени с проблемой турбоямы сталкиваются владельцы дизельных автомобилей, аналогичные провалы при ускорении могут наблюдаться и на бензиновых силовых агрегатах.

При работе бензинового двигателя, когда сгорает топливо, происходит образование несколько меньшего количества выхлопного газа. Это способно воздействовать на скорость изменения текущей частоты вращения турбосистемы.

Чтобы избавить водителей от проблемы провалов на ускорении, автопроизводители стараются использовать и внедрять разные конструктивные решения. Самым эффективным считается нагнетатель. Его появление дало возможность избавиться от главной проблемы турбированных силовых агрегатов. Речь идёт о зависимости объёма поступающего в камеру сгорания кислорода от количества образующихся выхлопных газов.


Турбокомпрессор – механический нагнетатель

При производстве мощных бензиновых автомобилей, автокомпании устанавливают специальные изменённые по своей компоновке радиаторы. Важной их особенностью является установка под определённым углом.

Хотя отказ от фронтального или вертикального расположения имеет свои недостатки. Такое размещение радиатора приводит к уменьшению количества поступающего воздуха, необходимого для охлаждения двигателя. Но зато мощные потоки воздуха способны эффективно раскручивать турбину, создавая необходимое высокое давление на крыльчатке. Отсюда и повышенная производительность без явных турбоям.

Не только сами автовладельцы думают над тем, как избавиться от трубоямы. Над этим вопросом активно работают сами автопроизводители. Причём вполне успешно.

Как избавиться от эффекта

Автомобилисты хотят получать максимум от турбированного двигателя. А в этом им мешает эффект турбояма. Потому актуальным вопросом является поиск решения подобной проблемы.

Чтобы избавиться от этого неприятного явления, характерного для силовых агрегатов с турбонаддувом, опытные водители советуют непосредственно перед началом обгона включать низшую передачу на трансмиссии. За счёт такого действия удаётся справиться с эффектом турбоямы. Но параллельно нужно быть готовым к тому, что двигатель начнёт сжигать и потреблять большее количество горючего. Дополнительный дискомфорт создаёт потребность в работе ручкой коробки переключения передач.

Одним из вариантов устранения порой раздражающего эффекта турбоямы считается применение чип-тюнинга. Тут уже результат полностью зависит от того, насколько квалифицированным и опытным является сам мастер по чип-тюнингу. Доверять рекомендуется исключительно проверенным и хорошо себя зарекомендовавшим специалистам.

Прежде чем отдавать машину на чип-тюнинг, подумайте относительно гарантии. Если автомобиль всё ещё находится на гарантии официального дилера, перепрошивка электронного блока управления с целью избавления от эффекта турбоям лишит вас этой привилегии.


В настоящее время автопроизводители ведут активную работу над устранением эффекта турбоямы. У них получается добиться существенного прогресса. Новые машины, выпущенные с доработанными турбомеханизмами, всё меньше проявляют подобный недостаток. Но избавиться от турбоям полностью пока не удалось никому. Задача не из лёгких, а потому впереди автокомпании ждёт большой объём работ.

Владельцам автомобилей с турбированными двигателями рекомендуется учитывать особенности поведения такого мотора, совершая обгоны и эксплуатируя автомобиль на малых и средних оборотах. Если вам требуется резкое ускорение, приготовьтесь к тому, что машина не сразу отреагирует на выжатую в пол педаль акселератора.

Хотя на новых машинах с турбированным двигателем турбоямы ощущаются всё меньше и меньше. Это результат упорной работы инженеров ведущих автомобильных компаний.

Турбояма – это момент при вождении автомобиля, при котором чувствуется слабая эффективность силового агрегата при слабых оборотах турбины. Можно услышать о данном эффекте от владельцев как бензиновых, так и дизельных авто, на которых установлена турбина. Постараемся разобраться с этим понятием и тем, как избавиться от неприятного ощущения.

Знакомьтесь: турбояма

Турбоямой называют провал в процессе набора двигателем оборотов, что происходит из-за инерции турбины. Педаль акселератора нажимается, но турбина не ускоряется моментально до тех пор, пока не выйдет на рабочее давление. Эффект турбоямы приводит к резкому скачку скорости авто. Постараемся подробнее изучить ситуацию.
Если подача топлива увеличивается, мощность дизельного мотора также возрастает. Но если происходит лишь увеличение потока горючего, может образоваться эффект неполного сгорания, что наоборот снизит мощность силового агрегата. В случае турбоямы неполное сгорание образуется в результате нехватки кислорода. Турбокомпрессор призван избегать таких случаев – он увеличенные объемы горючего разбавляет фиксированными порциями кислорода.
Классическая турбина представляет собой пару крыльчаток, закрепленных на валу, но расположенных в разных герметично отделенных камерах. Одна из крыльчаток вращается за счет действия выхлопных газов силового агрегата, тогда как вторая с ней жестко связана, поэтому также вращается и захватывает кислород, отправляя его на цилиндры мотора.

Как случается турбояма

Благодаря большому количеству выпускных газов турбина может раскрутиться до скорости свыше 150 тысяч оборотов в минуту, поэтому количество выхлопных газов, подаваемых на крыльчатку, увеличивается. А чем выше будут обороты, тем больше свежего воздуха будет нагнетаться. Чтобы снизить возможные обороты турбины, нужно установить байпасный клапан, который сбрасывает лишнее давление отработавших газов. Таким образом, двигатель уберегается от лишних нагрузок. Но водитель при нажатии на педаль акселератора не получит моментального ощущения ускорения.
Автомобиль двигается с небольшой скоростью, поэтому двигатель работает на малых оборотах коленчатого вала. И если в пути появляется необходимость в обгоне другого участника движения, водителю приходится резко нажимать на «газ», но ожидаемого ускорения не произойдет. Из-за задержки турбины произойдет турбояма – будет происходить задержка мощности и увеличения оборотов при резком нажатии педали. После того как нога водителя касается педали, в цилиндры отправляется горючее, которое должно сгореть, выпустив продукты сгорания к крыльчатке турбины. Далее увеличивается число ее оборотов, а в двигатель поступает еще большее число воздуха, что придает автомобилю ускорение для обгона.

Как побороть турбояму?

От турбоямы можно избавиться исключительно своевременной диагностикой и настройкой силового агрегата и благодаря чип-тюнингу. Специалисты благодаря этому устройству изменяют настройки электронного блока, подбирая параметры согласно специальным таблицам соответствия норме. Но данный вопрос является очень ответственным и должен выполняться лишь квалифицированными специалистами.
Еще одним методом избавиться от турбоямы в автомобилях с дизельным агрегатом будет интеграция пауэрбокса Smart Diesel. Последний можно аодключить к топливному датчику, чтобы двигатель менял режим своей работы в зависимости от сигналов, поступающих от устройства. За счет использования устройства расход топлива будет снижен, а владелец машины сможет менять режимы езды в зависимости от необходимости. Технически проблема с турбоямой решаема за счет использования турбины с изменяемой геометрией либо добавлением дополнительной механической турбины или компрессора, которые будут аккумулировать воздух при необходимости в резком ускорении машины.

Большинство автомобилистов наверняка сталкивались с понятием «турбояма» (turbo-lag). Кроме того, значительный процент пользователей испытывали эту проблему на себе, хотя до конца и не знают, что такое турбояма на бензиновом двигателе. Ниже мы подробно расскажем вам, что такое турбояма, причины возникновения неполадок и ее возможные решения.

Что такое турбояма?

Турбояма - это функциональный минус, который появляется в процессе управления транспортным средством, когда вы жмете на газ для того, чтоб придать автомобилю скорости, однако авто не ускоряется, а напротив, происходит провал оборотов мотора из-за его инерции. Если говорить простыми словами, то турболаг – это эффект, когда возникает задержка между нажатием на газ и увеличением силовой отдачи.

За крутящий момент колес отвечает своевременное сгорание топлива в ДВС (двигателе внутреннего сгорания). Ни для кого не секрет, что автолюбители хотят сэкономить на бензине, но при этом увеличить силовую отдачу мотора. Сделать это можно и не прибегая к увеличению количества цилиндров и их объема. Для этого уже на протяжении длительного периода эксплуатируют турбонаддув. Это система, которая пользуется энергией выхлопных газов. Ее устройство достаточно сложно и в конструкцию которой входят:

  • патрубки;
  • турбокомпрессор, который сжимает и передает воздух в цилиндры, пользуясь переработанной энергией выхлопных газов;
  • интеркулер – деталь, обеспечивающий своевременное охлаждение воздуха. Элемент опирается на такой закон: чем ниже показатели температуры окружающей среды, тем выше плотность воздуха. Следовательно, в нем содержится повышенная концентрация кислорода;
  • перепускной и регулировочный клапаны.

Представленный механизм крайне тесно связан с турбоямой. Так, мало воздуха нагнетается в случае, если образовывается недостаточное количество выхлопных газов при работе мотора на низких оборотах. В среднем, выхлопные газы могут раскрутить турбину вплоть до 150 тысяч оборотов. Так, чем больший объем газов, тем большие показатели они предоставят. А это значит, что в камеру сгорания будет поступать больший объем воздуха.

За функционированием турбины практически невозможно проследить. Эффект, когда не увеличиваются значения силовой отдачи, мы называем турбоямой. Замечена одна закономерность, чем больше турбина, тем лучше и ярче чувствуют описанный эффект.

Проблема появляется ка на бензиновых двигателях, так и на дизельных. Так, на втором типе моторов, если автомобиль оснащен «автоматикой» и двигатель функционирует на малых оборотах, турбояма встречается еще чаще. Это происходит вследствие того, что нажатие газа не помогает достичь необходимого результата, транспортное средство реагирует с задержкой. Следовательно, значительно увеличивается риск попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Системы с турбонадувом всё чаще появляются в сборках современных автомобилей, позволяя добиваться максимальных значений в выдаваемой мощности не прибегая к увеличению объема двигателя.

Причины возникновения эффекта турбоямы

После ответа на вопрос «что это такое – турбояма» и ознакомлением с устройством деталей, которые принимают в этом участие, пришло время узнать, почему возникает турбояма. Понять это не так уж и сложно – нужно лишь представить турбокомпрессор в действии. Как уже было отмечено ранее, данный элемент увеличивает мощность благодаря вырабатыванию давления выхлопными газами, которое впоследствии влияет на лопасти крыльчатки.

Скорость вращения крыльчатки является недостаточной в случае, если автомобиль перемещается на малом количестве оборотов, либо же вы резко давите на газ. Следовательно, выхлопные газы не сжимаются до требуемого объема. В результате, снижается общая ценность горючей смеси, которая находится внутри цилиндра, ведь в ее составе наблюдается недостаток воздуха, в особенности – кислорода. Вследствие этих процессов топливо начинает сгорать не до конца, попадает на горячую улитку, уже там продолжает гореть. А это, в свою очередь, провоцирует возникновение нагара и снижения производительности турбокомпрессора.

Более того, последний становится причиной возникновения дополнительного сопротивления во время того, как из выпускного коллектора выходят выхлопные газы. Таким образом, снижается общая мощность мотора, ведь теперь ему необходимо устранять отработанные газы и своевременно очищать цилиндры.

Сколько времени понадобится автомобилю для того, чтоб восстановиться? Все зависит от того, какова величина турбокомпрессора (под этим подразумевается объем воздуха, который может в нем поместиться). Чем больше его размеры, тем более продолжительным будет процесс прихода в норму, и тем больше будет заметна турбояма. И хотя мощность маленьких по размеру турбокомпрессоров значительно меньше, описанный выше недостаток на них почти не заметен.

Как избавится от турбоямы?

Если вы задались вопросом о том, как убрать турбояму, то нужно знать, что здесь не понадобится менять турбину, необходимо лишь внести некие изменения в функционирование двигателя. Так, многие автолюбители обращаются к , который является одним из наиболее доступных методов, позволяющий избавиться от турбоямы.

Чип-тюнинг представляет собой настройку работы электронных контролеров. Достичь такого эффекта можно путем корректировки программ внутреннего управления транспортного средства. Специалисты используют этот термин в двух случаях:

  • когда речь идет о внесении изменений в программу управления, которая позволяют увеличить мощность;
  • когда задействуются вспомогательные модули для решения все тех же проблем.

Процедура позволяет не только улучшить показатели мощности, но также выполнит и такие функции:

  • снижения расхода топлива;
  • внесения коррективов в блок управления;
  • установки нагнетателей воздуха;
  • перехода на иной вид топлива;
  • замены базовых форсунок на такие, которые обладают большей производительностью.

Для того чтоб совершить процедуру чип-тюнинга, необходимо пройти через несколько этапов:

  1. Прошивка считывается посредством блока управления.
  2. Ее коррекция происходит до того момента, пока контрольные суммы в ней не достигнут требуемых показателей.
  3. Новые данные записываются в контроллер.

Среди возможных недостатков чип-тюнинга:

  • повышается чувствительность к температуре окружающей среды;
  • снижается чувствительность мотора к качеству топлива, предназначенного для атмосферных двигателей;
  • появляется необходимость компенсировать увеличение нагрузки на нагнетатель за счет смены способа охлаждения и использования более качественных, а значит, более дорогостоящих смазывающих материалов.

Устранить турбояму можно также и иным способом. Менее затратным станет установка пауербокса. Так, данный элемент крепится к датчику топлива и в результате занимается постоянной сменой режима функционирования мотора. Действие происходит в зависимости от сигналов, которые поступают. Вдобавок, установив пауербокс, вы наверняка достигнете эффекта снижения расхода топлива, а также сможете настроить устройство под выполнение конкретных задач.

Если обратиться к опыту профессионалов, то инженеры решили прибегнуть к замене турбины на таковую, которая обладает изменяемой геометрией. В другом случае применяется механическая турбина, либо же компрессор для аккумуляции воздуха. К примеру, автомобильный концерн Volvo задействует в производстве 2-литровый баллон, в котором имеется сжатый воздух. При внезапном открытии дросселя он отправляет воздух к цилиндрам. Именно таким образом исключается риск возникновения эффекта турбоямы.

В заключении...

Турбояма – функциональный недостаток, встречающийся не столь редко, как хотелось бы. В особенности, связано это с тем, что ныне турбированные двигатели являются чуть ли не последним писком моды, и всё больше моделей автомобилей оснащаются именно ими. Надеемся, что материал помог ознакомиться с тем, что такое турбояма двигателя. Также теперь известны наиболее доступные и распространенные методы решения распространенной проблемы.

Турбояма является последствием инерционных процессов происходящих в турбомеханизме. Ее проявление характеризуется провалом в ускорении после нажатия на педаль газа, сопровождающимся последующим рывком. Это влияет на комфорт управления автомобилем не в лучшую строну. Особо заметно ощущение турбоямы при выполнении обгона, когда задержка в реакции машины на педаль газа может привести к аварийной ситуации.

Причины проявления турбоямы

Наиболее яркое проявление турбоямы происходит при динамическом стиле езды. Водитель вдавил педаль акселератора в пол, а ускорение начинается только после выхода турбины на рабочее давление. Данный эффект присутствует как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

При подаче большого количества бензина или солярки в камеру сгорания, мощность двигателя должна возрасти. Произойдет это только при полном сгорании топливовоздушной смеси. В турбированных моторах при подачи горючего, не хватает кислорода, что снижает крутящий момент.

Обеспечивать достаточное количество воздуха возложено на турбину. В классическом исполнении она представляет собой две крыльчатки, закрепленные на едином валу и расположенные в двух раздельных камерах. Первая крыльчатка вращается от выхлопных газов, приводя в действие вторую. Та, в свою очередь, захватывает воздух и под давлением подает его в камеру сгорания. Чем больше выхлопных газов вращает крыльчатку, тем больше свежего воздуха турбина подает в цилиндры.

При нажатии на педаль газа происходит моментальное увеличение подачи топлива. После его сгорания газы попадают на крыльчатку, но повышение оборотов турбины происходит с определенной инерцией. Это не дает двигателю развить полную мощность. Лишь при достижении турбиной необходимых оборотов происходит ожидаемое ускорение автомобиля.

Методы борьбы с турбоямой на дизеле

Одним из наиболее популярных способов уменьшения эффекта турбоямы на дизеле является установка системы улиток с различным сечением. Это позволяет подавать газы через каналы с отличающимися диаметрами, ускоряя турбину постепенно. Соответственно турбояма и рывок пропадают.

На оборотах, близких к холостому ходу, в работе находится преимущественно меньшая улитка. При увеличении воздействия на педаль газа подключаются поочередно каналы, большего сечения. Количество улиток и их конфигурация у каждой модели авто может отличаться.

Особенности устранения турбоямы на бензиновом моторе

Бензин при сгорании образует меньшее количество выхлопных газов. Это также влияет на скорость изменения частоты вращения турбомеханизма. Для того, чтобы автовладелец не узнал, что такое турбояма, автопроизводители разрабатывают всевозможные конструктивные решения. Появление нагнетателя, позволило избавится от зависимости объема подаваемого воздуха в камеру сгорания от количества выхлопных газов.

Для высокодинамичных машин используется измененная компоновка радиатора, который располагается под углом. Недостатком ухода от фронтального размещения является снижение поступления воздуха, охлаждающего двигатель. При этом воздушный поток раскручивает турбину, создавая давление на крыльчатке турбомеханизма.

Нивелирование эффекта турбоямы

Для того, чтобы избавиться от неприятного эффекта, которым обладают двигатели с турбонаддувом, рекомендуется переходить перед обгоном на низшую передачу. Это позволяет убрать турбояму, но мотор начинает потреблять больше топлива. Дискомфорт может доставить и необходимость работать рычагом КПП.

А также об различных типах компрессоров. Но сегодня я отдельно хочу посвятить статью, такому явлению как «ТУРБОЯМА», им «болеют» многие турбированные автомобили, а особенно те, что имеют привод от выхлопных газов …


«ТУРБОЯМА» (англ. TURBO- LAG) – это небольшой «провал» (или «ЛАГ») при ускорении автомобиля оснащенного турбиной. Проявляется на низких оборотах двигателя, от 1000 до 1500. Особенно сильно сказывается на дизельных моторах.

Если сказать простыми словами, этот эффект «бич» многих турбин, и все потому что они эффективно работают на высоких оборотах, а вот на низких не очень. Поэтому если вам нужно резко ускориться, и вы жмете педаль газа – «в пол», то автомобиль отреагирует через пару мгновений – резко ускорится, а вот сначала он как бы замрет! К таким двигателям нужно привыкнуть, потому как если вы перестраиваетесь из ряда в ряд, вам важны каждые секунды при маневре.

Дизель и бензин

Многие «знатоки» обвиняют в проблеме «турбоямы» дизельные двигатели, что якобы только одни они страдают от этого недуга. Но это не совсем правильно – да дизель низкооборотистый тип двигателя внутреннего сгорания, зачастую у них рабочие обороты не превышают 2000 – 3000. И соответственно на них более сильно проявляется этот эффект.

Однако некоторые бензиновые моторы, также страдают этим! Не правильно говорить — что на них его вообще нет.

И у дизеля и у бензина, холостые обороты примерно одинаковы, это от 800 до 1000 об., а поэтому при резком ускорении «турбояма» присутствует и там и там. Просто на дизеле она ярче выражена. Хочется отметить что такой эффект характерен в основном для двигателей с турбинами которые работают от энергии выхлопных газов, однако есть и другие типы.

Механический и электрический компрессор

Про оба варианта я уже подробно писал. Однако хочется немного повториться.

– любим американскими производителями, «турбояма» на некоторых моделях может вообще отсутствовать. Все потому что он не привязан к выхлопным газам, а работает от привода вращения коленчатого вала. Чем быстрее вращается вал, тем больше нагнетает давление воздуха компрессор. Причем есть очень «отзывчатые» варианты, почитайте про них подробнее по ссылке вверху.

– зверь не такой распространенный, однако использующийся в конструкции некоторых немецких брендов. Здесь также нет привязки к «выхлопу», работает от электричества, а поэтому может подавать высокое давление, как на «низах», так и на «верхах». Что позволит избавиться от провалов, во всем диапазоне оборотов.

То есть получается это проблема вариантов работающих только на отработанных газах? Но почему так происходит?

Техническая сторона вопроса

Постараюсь детально описать работу процесса.

Турбина, которая работает на энергии отработанных газов, представляет из себя две практически идентичных крыльчатки, закрепленные на одном валу, но расположенные в различных камерах, причем они не соприкасаются друг с другом и находятся герметично друг от друга.

Одна крыльчатка является ведущей, а другая ведомой.

Ведущую раскручивают выхлопные газы мотора, она начинает вращаться и передает энергию (по средствам вала) второй ведомой, та также начинает вращение.

Ведомая крыльчатка, начинает засасывать воздух с улицы и подавать его под давлением в двигатель.

Обе крыльчатки могут раскручиваться до достаточно больших оборотов, не редко от 50 000 и выше, таким образом – давление, нагнетаемое в систему достаточно высоко! Стоит понимать — обороты зависят от потока выхлопа, чем он выше, тем больше оборотов на турбине.

Стоит заменить — что в некоторых системах стоит так называемый клапан «сброса давления» или «байпасный» клапан. Он рассчитан на контролирование и сброс лишнего давления, иначе двигатель или его системы подачи топливной смеси, могут просто повредиться.

Такая система достаточно производительна на высоких оборотах, когда поток «выхлопа» велик. Но вот на низах, не все так гладко.

На холостых оборотах, при необходимости резко ускорится, вы нажимаете на педаль газа и ожидаете мгновенной реакции. Но ничего не происходит! Это может длиться до 2 – 3 секунд. Затем автомобиль, просто «выстреливает» — это и есть «турбояма».

Все дело в том, что при нажатии на педаль газа — топливной смеси нужно пройти в цилиндры — там сгореть и выйти в виде выхлопа — который уже заставляет турбину раскручиваться. На низких оборотах, поток слабый и поэтому вращение крыльчаток медленное.

После того как вы «дали газу», как раз и проходит несколько секунд, чтобы газы пошли интенсивнее.

Другими словами, «турбояма» это не что иное, как задержка мощности при резком нажатии на педаль газа.

Если вы постоянно давите на педаль, то выхлоп идет в полную силу и поэтому производительность нагнетателя на должном уровне.

Как избавится от этого эффекта?

Многие производители ломали голову над этой проблемой. И проблема все же решилась путем установки дополнительной турбины, часто механической, редко электронной. Такие двигатели называют – TWIN TURBO или двойной наддув.

Принцип прост – на низких оборотах работает первая механическая или электронная турбина, она дает давление для ускорения автомобиля с «холостых». Далее подключается уже «обычная», которая работает от отработанных газов. Таким образом, удается избежать эффект «турбоямы».

Также существуют и другие приемы. Так, например варианты с изменяемой геометрией сопла, или блоки давления, такие как Smart Diesel (применяемые в дизельных вариантах), все они заточены только для одного — убрать провал на низах и сделать тягу ровной при любых оборотах.